Проклятое средневековье. Что стоит за нападением на лагерь ромов на Лысой горе

Изгнание ромского табора с Лысой горы подняло такую волну негодования и встречную волну поддержки, что диву даешься. Неужели украинцев так искренне заботит тема прав человека? А, нет, показалось

Фото: Большой Киев
Фото: Большой Киев

Вкратце матчасть. В Киев на заработки приехала большая группа ромов. Разбили лагерь на Лысой горе. Мужчины собирали металлолом, женщины и дети в основном попрошайничали. Занятая территория быстро заполнилась разнообразным хламом. Кроме того, обитатели табора валили деревья для костров. Пару раз сюда наведывалась полиция. Составляли админпротоколы. Но в целом правоохранители и ромы давно освоили этот танец. Все знают, как реагировать и что говорить. Рано или поздно табор всегда переезжает, а применить к нему какие-то меры воздействия здесь и сейчас технически непросто.

Но это же Украина! У нас же батько Махно смотрит в окно. Группа активистов сначала позапугивала ромов, а затем явилась на Лысую гору в масках, с камнями и газовыми баллончиками и погнала обитателей табора с матами и улюлюканьем. Затем лагерь сожгли.

И вот тут начинается интересное. Сначала в полиции называют происшествие субботником. Якобы ромы приезжали на поминальные дни, уехали, оставили много мусора. И добрые киевляне под присмотром правоохранителей и пожарных зачистили территорию. Потом в Сети появляется видео разгона, и становится очевидным, что в полиции врут.

В новом официальном сообщении говорится: "Такой разгон лагеря ромов является хулиганством и нарушением равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или отношения к религии". А как же "субботник"?

Некто Сергей Мазур, один из организаторов действа, на своей странице в соцсети сначала публикует отчет о проделанной работе, а затем потешается над комментариями полиции о хулиганстве. И, в общем, имеет основания потешаться. Да и может себе это позволить, учитывая долгую историю сотрудничества С14 с правоохранительными органами, о которой один из лидеров организации рассказывал в интервью LIGA.net.

Но вернемся к соцсетям. Комментарии под сообщением Мазура и вообще всеми новостями на тему разгона сводятся к двум тезисам. 1. Ромы — это страх и ужас, сжечь, уничтожить, сдать на органы. 2. Ромы — бедные, несчастные и угнетаемые люди, жертвы стереотипов.

Кстати, вы помните, почему на улице в развитой стране на вас не может напасть группа активных верующих в какую-нибудь очень важную чушь и наказать, например, за неподобающий вид? Потому что монополия на насилие отдана государству. То есть напасть они, конечно, могут. Но независимо от того, нарушили вы закон или нет, их действия незаконны.

Ровно то же с табором ромов. Для того чтобы нападение на людей с камнями было преступным, не имеет значения, бедные и несчастные они или нет. И не имеет значения, нарушали они что-нибудь или нет

Вряд ли следует удивляться произошедшему. Какую-то невидимую грань наше общество стерло пять лет назад на Институтской. Стерло коктейлями Молотова и брусчаткой. И в полиции не случайно блеют про субботники и отводят глаза. Они не могут (и не пытаются) бороться с волнами разнородного хейтерства. Кто-то истребляет бродячих животных, кто-то охотится на тех, кто истребляет бродячих животных. Кто-то ненавидит АТОшников за льготы, кто-то выявляет и клеймит водителей маршруток за изгнание льготников… А кто-то на средневековый манер побивает ромов камнями. Все общество кого-то ненавидит так же яростно, как 13-летний подросток с гормональным неистовством. Давайте взрослеть, что ли. А то как-то очень страшно.