Паспортизация ОРДЛО. К чему готовится Путин
Изданный Путиным указ об упрощенном порядке получения российского гражданства для жителей временно оккупированных районов Донецкой и Луганской областей вызвал бурю эмоций и заявлений
Украина даже срочно созвала заседание Совета Безопасности ООН, на котором почему-то сначала поговорили о Сирии. Собственно, от международного сообщества ничего, кроме беспокойства, мы не получили. К сожалению, уже даже и не удивляет, что на циничные вызовы Москвы, которые подрывают всю сущность международного правопорядка и принципов мирного сосуществования народов, мир реагирует вяло или даже никак. Очевидно, сказывается усталость и углубление внутренних противоречий в развитых государствах. А зря. Потому что упомянутый указ Путина является опасным сигналом для всех.
Во-первых, вызывает предостережение его цель - "защита прав и свобод человека и гражданина" на основании "общепризнанных принципов и норм международного права". Это свидетельствует о сплошном искажении Кремлем сути международного права.
Во-вторых, согласно указу, лица с местом постоянного проживания на временно неподконтрольных украинскому правительству территориях востока Украины получили право приобрести гражданство РФ по принципу заявления и в срок до 3-х месяцев. Такой шаг радостно восприняли главари незаконных вооруженных формирований в ОРДЛО. Поэтому есть все основания считать, что это начало широкого гибридного процесса дальнейшей дестабилизации Украины. В частности, новой волны давления на украинское общество и политикум. Цель та же: политико-экономическая экспансия.
В-третьих, РФ ведет себя так, будто знает, что ответственности не несет. Для некоторых стран - выдача своих паспортов является вопросом национальной безопасности и сохранения нации. Сегодня 100 000 украинских граждан имеют паспорта Венгрии. А сколько обладают румынскими, словацкими, польскими? И на таком фоне в некоторых странах ЕС указ Путина могут воспринять не так негативно, как нам бы хотелось.
И что самое важное - указ об упрощенном приобретении гражданства РФ для жителей ОРДЛО подрывает Минские соглашения. Ведь конечной целью достигнутых договоренностей - и любых других задействованных Украиной механизмов международного сотрудничества - восстановление нашего государственного суверенитета над ныне неподконтрольными Киеву территориями Донбасса.
Принятый в 2014 году Закон Украины "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" имел целью создание условий для скорейшей нормализации ситуации в зоне конфликта.
Постепенно стало очевидно, что такой сценарий РФ не устраивает. Москве невыгодно выполнение Минских соглашений, если в результате Донбасс станет снова украинском. По тем же мотивам игнорируют Минские соглашения и главари ОРДЛО. Многие из них открыто говорят про "особый статус", "автономию" и даже "независимость" отдельных районов Донецкой и Луганской областей.
В 2018 году украинский парламент принял ЗУ "Об обеспечении государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях". В этом законе мы провозгласили курс на освобождение временно оккупированных территорий в Донецкой и Луганской областях, восстановлении там конституционного строя, прав и свобод человека, обеспечение территориальной целостности Украины.
В тексте закона РФ признали агрессором и оккупантом, а участие Кремля в эскалации вооруженного противостояния названо "вооруженной агрессией Российской Федерации". Это так возмутило Кремль, что Путин даже созвал свой совет нацбезопасности, где, вполне возможно, и спланировали провокацию с захватом украинских моряков в Керченском проливе.
Возвращаясь к изданному Путиным указу об упрощенном приобретении гражданства РФ для жителей ОРДЛО, следует признать, что такой поворот нельзя считать полной неожиданностью. Подходящий вариант всегда был, как говорится, на столе.
Более того, опыт Крыма уже доказал, насколько легко и непринужденно, а главное - удачно, Москве удается давить на тех, кто оказывается под ее контролем. Принуждая людей к отказу от украинского гражданства в пользу российского, РФ поглощает население аннексированных/оккупированных территорий, обеспечивая легитимизацию статуса кво и цементируя кремлевскую вертикаль на местах.
Напомню, 11-12 февраля 2015 года на саммите в Минске лидеры Германии, Франции, Украины и России в формате "нормандской четверки" согласовывали комплекс мер по деэскалации вооруженного конфликта на востоке Украины. Одним из таких мероприятий определили восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов. Таким образом, прекращение горячей фазы войны поставлено в зависимость от проведения местных выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.
Логично, что такие выборы должны проходить в соответствии с украинским законодательством. Тогда вполне понятно, что даст так называемая "паспортизация ОРДЛО": отток экономически активной части населения в РФ и повышение удельного веса (новоиспеченных) российских граждан на украинских территориях. Что ж, все правильно: землю уничтожили, экологию убили, людей выгнали, разграбили их имущество. Теперь решили забрать последнее - трудоспособное население. Тогда уже и выборы скоро проводить не для кого. А если и удастся их организовать, то получается, что украинскую власть будут выбирать российские граждане ?! Абсурд еще тот.
Нельзя исключать и нового псевдореферендума - теперь уже на Донбассе. Такие варианты развития событий являются вполне вероятными. По крайней мере, если мы не начнем активно противодействовать агрессивной и враждебной политике РФ.
Приближается момент, когда от конкретных планов, программ и стратегий будет зависеть способность Украины к эффективному противодействию новым посягательствам со стороны агрессора и вообще перспективы реинтеграции Донбасса. Путин недаром делает такие шаги именно сейчас - в этот турбулентный период между выборами президента и парламента, когда политикум разбалансирован и занимается борьбой за электоральные симпатии, а украинская государственность является крайне уязвимой. Москва рассчитывает на дисфункцию всех ветвей украинской власти, на политический кризис, который приведет к неспособности соответствующих органов принимать стратегические мгновенные решения.
Что может противопоставить Украина планам агрессора? С политической точки зрения - нужна дипломатия: переговоры, поиски новых решений, разумных компромиссов, просмотр старых позиций. Но исключительно в интересах народа Украины.
С гражданской позиции уверен, что наше главное оружие - развитие сильного современного правового государства, в котором все сферы жизни стабильно развиваются, а общество объединено ценностями личных прав и свобод, достоинства, мира и взаимоуважения.
Мы должны стать государством, где хочется жить и где есть место для всех, кто разделяет наши ценности. Гражданство Украины должно быть желанным, достойным и что немаловажно - экономически привлекательнее, чем российское, или любое другое "верноподданичество".