Фонтан наносит ответный удар. Как киевляне разучились обращаться с Киевом

Правила обращения с городом просты и логичны, и если их не придерживаться, город мстит – заторами, травмами, неудобствами

Фото: Виталий Кличко / facebook
Фото: Виталий Кличко / facebook

Тут, говорят, проект моста Кличко дополнился фонтаном. И все сразу кааак завопили: фонтан?! Такой ужасный фонтан?! Боже мой, где они его только взяли, где чувство вкуса, где стиль??? Мама дорогая, что это за нафталин, ведь 21 век на дворе!

Fullscreen

А я хочу сказать: не то вы, люди, кричите. Вот совсем не то. Что касается формы – с ней все понятно. На вид этот фонтан максимально точно повторяет наши родные исторические киевские так называемые Терменовские фонтаны – их штук 5-6 еще сохранилось, чугунные такие, один возле Золотых, один у театра Франка, два в Мариинке. Помните?

Ну вот. Этот, наверное, пластиковый, а может и нет, не знаю, но на вид очень узнаваемый. Что касается выбора прообраза – уже давно понятно (по мосту на Воздвиженку, например), что когда нашим городским властям представляется выбор сделать в центре что-то современное или стилизацию под уездный город, каким Киев был в начале 20 века – они обязательно выберут второе, почитая такое решение "борьбой за исторический стиль".

Ну и ладно, в конце концов, одной мещанской завитушкой больше одной меньше – Киеву сегодня это уже все как мертвому припарки

Но есть вещи, которые важнее стиля. Это логика общественного пространства, которая построена на принципах безопасности – вернее, должна быть построена. И тут надо небольшое отступление.

Те, кто меня давно читают, уже знают – меня уже много лет волнует то, как стоят (и как не стоят) скамейки вокруг одного из как раз старых Терменовских фонтанов – того, что в Мариинском парке. Там фонтан расположен на холме, к нему ведут дорожки, вокруг два асфальтовых круга, внутренний и – через газон – еще один.

Всю жизнь вокруг этого фонтана стояли лавочки, люди сидели и смотрела на фонтан в ближнем и дальнем кругу. Но уже лет 8 подряд коммунальщики, которые, очевидно, в глаза не видели фонтанов и не знают, зачем они предназначены (и им никто не сказал) убрали лавочки из ближнего круга вообще, а те, что в дальнем кругу – развернули, расположив их спиной к фонтану.

В результате люди во внешнем кругу сидят как наказанные дети, спиной ко всему главному и красивому на пятачке, а во внутреннем – сесть не на что вовсе, а фонтан красивый, на него хочется посмотреть. Поэтому люди бессмысленно топчутся вокруг, пытаются присесть на мокрый бортик (получается тоже спиной, плохо) и вообще ищут повод задержаться. Но повод не находится.

Многие годы весь этот абсурд с фонтаном волновал, похоже, только меня, но теперь это становится общей проблемой. Посмотрите, что бывает, когда люди элементарно не умеют пользоваться предметом, не понимают его предназначения. Не знают, зачем в прогулочной зоне красивый круглый фонтан (спойлер – чтоб им любоваться).

Если к тому же такие люди не могут или не хотят думать о потоках движения, они, во-первых, устанавливают фонтан на входе-выходе на мост – ну, чтобы толкучка сделалась полной и окончательной, чтобы было не протолкнуться, это ж самое правильное место, чтоб его загромоздить.

Помимо того, что пространства стало меньше, те, кто хотят пройти или проехать, неизбежно будут наталкиваться на тех, кто хочет сфоткаться возле фонтана, посмотреть на него и т.д. – потому что круглый фонтан предназначен для того, чтобы вокруг него стояли лавочки и люди им неспешно любовались. Хотите, чтоб люди быстро и удобно проходили мимо? Тогда фонтан должен быть другой формы, подходящей для этих целей. Не такой, короче, он должен быть.

Вообще по поводу того, как люди разучились обращаться с городом, можно говорить очень долго – и о том, какие у ни теперь из-за этого проблемы с безопасностью тоже. Стеклянные двери в метро, магазины и супермаркеты не зря сделаны стеклянными – чтобы вы могли увидеть, не подходит ли к двери человек с другой стороны.

Если кто-то наклеил на эту дверь рекламу - вы человека не увидите, а он не увидит вас, подойдет, толкнет дверь и ударит вас по ноге (или вашего ребенка по лбу). Знакомо? Поверхности, по которым ходят, нельзя полировать – убьетесь. Но люди хотят класть на улице гладкую плитку и полированный гранит. Малейший дождь – и это превращается в орудие убийства. Знакомо?

И так далее, и тому подобное. Правила обращения с городом просты и логичны, и если их не придерживаться, город мстит – заторами, травмами, неудобствами. Никому не было дела до фонтана в Мариинке и каким-то там лавочкам – да мало ли, как они стоят. В результате произошло смещение нормы обращения с фонтаном. Люди после веков цивилизации, после римских и арабских фонтанов, после бесчисленных христианских клуатров совершенно забыли, зачем они нужны, фонтаны эти. Напрочь отбило. Поэтому теперь на фонтан запросто можно не смотреть, можно даже сидеть к нему спиной, ну и правильно, чего на него пялиться? А если так – наверное, можно и пробегать мимо? Супер!

Вот теперь и бегайте, проклиная мэра и всех его архитекторов, протискивайтесь с вашими великами и колясками между мамашами, фоткающими своих детей и свадебными кортежами. И нет-нет, а вспомните про фонтан в Мариинке с бессмысленно развернутыми лавочками. Это ж его брат-мутант. Он вернулся и нанес ответный удар.