Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мнения
Журнал
Красивая странаРейтинги фокуса
Изобразительное искусство

В чем сила опасного искусства

В эпоху массового вкуса практически не осталось настоящих художников, пишет на Фокус.ua арт-критик Виктория Бурлака
000

Современные художники все чаще пытаются следовать трендам. Диктат массового вкуса заставляет их подстраиваться под то, что модно, узнаваемо, востребовано галеристами, кураторами и коллекционерами. Так, в искусстве становится меньше личного, больше трендового.

Тех, кто выше игр «модно – немодно», и тех, кого можно по праву считать настоящими художниками теперь единицы. Один из таких аутсайдеров – Зоя Орлова. Ей удается оставаться в стороне, быть вне мейнстрима. Удивительно, но это приносит свои плоды: художница востребована, работает с ведущими галереями и входит в пул «самых перспективных молодых художников», задействованных в значимых кураторских проектах. Для широкой публики, да и для профессионалов, она всегда «темная лошадка». Внетрендовый художник непредсказуем и умеет интриговать. Ведь, по большому счету, искусство – бред, другая реальность, никем и ничем не контролируемая.

Внетрендовый художник непредсказуем и умеет интриговать. Ведь, по большому счету, искусство – бред, другая реальность, никем и ничем не контролируемая
Жизнь – отчаянный прыжок под куполом, «Сальто мортале» - так называется одна из картин Орловой, вдохновленная стихотворением Анны Ахматовой. В конце концов, ты разобьешься и дойдешь до полного опустошения, несмотря на все меры предосторожности. Творчество деструктивно по сути своей, это самосожжение, принесение себя в жертву – деревянные акробатики, кувыркающиеся в воздухе на картине у Орловой, сгорают в каком-то внутреннем пламени. Чтобы случайно не уйти туда, откуда не будет возврата, художница предпочитает «запирать» себя на поверхности или в замкнутом пространстве – это похоже на агорафобию. Вот все та же кафельная стена детского садика с традиционными «страшилками» – «забрендированный» ею мотив. Казалось бы, она может быть надежной преградой, не дающей взгляду возможности соскользнуть в неизвестность. Но нет, котик на ней – это явный знак, поводырь «туда»… Многие пространства и вещи у нее «выплывают» прямо из снов. Как вот, комната с все с тем же галлюциногенным кафелем, она напоминает аквариум, наполненный синим отчаянием. В поисках ответов на неразрешимые вопросы мы блуждаем по жизни, как по мифическому лабиринту, и даже наши звериные инстинкты не всегда помогают найти выход – горе от ума. На фоне этого «Лабиринта» расположилась безумно красивая стая наших братьев по разуму (или несчастью), хитрых рыжих лисиц, и зажегся костер «лисьего эгрегора» над ними. Стая людей и стая коварных зверей, в чем же отличие? Прямой и нелицеприятный вопрос. Излюбленный художницей мотив – головоломки из нашего детства, змейки, кубики Рубика, дразнящие своей «неприручаемой» cутью. А вот, распускается мягкий и нежный, но все-таки ядовитый цветок их народной hand made предшественницы – глядя на нее, понимаешь, что опасность поломать себе голову, иногда стоит понимать буквально.

Настоящий художник – сталкер по своей сути. Исследование параллельных измерений для него – героические, но все же будни. Орлова – художник глубины и пустоты. Каждый холст Орловой образует воронку, которая втягивает в себя с огромной силой. Как пытается шутить сама художница, это живопись «втыкательная». От нее невозможно отвести взгляд, ты сразу попадаешь на крючок, как загипнотизированный. Страх пустоты и притяжение бездны – одно и то же. Смотришь долго, прежде чем перейти грань, понимая, что любопытство может и погубить.
Да, это все – опасное искусство, что и дает ему такую колоссальную силу притяжения.

Фокус.ua 

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.