Все статьиВсе новостиВсе мнения
Стиль жизни
Рейтинги
Красивая странаРейтинги фокуса

Мёртвый сезон. Как Одесса проигрывает Львову

Мёртвый сезон. Как Одесса проигрывает Львову

Вместо того чтобы развивать городской потенциал, Одесса использует только готовый ресурс — тёплое море два месяца в году

1.3k14522

Знаете, в Одессе не любят туристов. Их тут называют "добавочное население". А "днём освобождения города" считают 1 сентября, когда отдыхающие разъезжаются по домам. За короткий сезон цены взлетают, "аборигены" недовольно морщатся и с нетерпением ждут наступления осени, когда улицы и пляжи вновь станут тихими и немноголюдными.

Когда мы с семьёй задумали поездку выходного дня, быстро пришли к выводу, что лучшим вариантом будет Львов. Красивый отреставрированный центр города, множество кафе и ресторанов, музеи, своя особая культура, удобное транспортное сообщение и, разумеется, отсутствие мороки с визой. В результате, прогуливаясь по столице Галиции, я размышлял, почему даже осенью и зимой во Львове много туристов, в то время как в Одессе с октября по апрель царит мёртвый сезон. Наверное, потому что во Львове туристов любят. Не все, но власти города — точно.

Одесса — город у моря. В этом её прелесть и её беда. Она по собственной инициативе стала заложницей курортного сезона. Я много раз слышал от людей, связанных с туристическим бизнесом, что сезон в Одессе по факту длится всего два месяца — июль и август. Майские праздники и Юморина — это небольшие наплывы. Всё остальное время улицы и пляжи пустые. Почему так происходит? Потому что в холодное время года туристы не знают, что в ней делать. Но поверьте, делать есть что: есть музей коньячного завода "Шустов" и центр культуры вина "Шабо", где вас напоят под интересный рассказ. Есть экскурсии по центру, где каждый дом — сама история. Есть дельфинарий. Есть одесские катакомбы. Есть голодные чайки, море и мечта любого курортника — очаровательный пустой зимний пляж. 

У Одессы есть уникальный туристический потенциал, который не ограничивается летним купанием, но используется он крайне мало. Что же можно сделать? Что мешает городу развивать эту многообещающую отрасль? Давайте порассуждаем.

"Одесса — город у моря. В этом её прелесть и её беда. Она по собственной инициативе стала заложницей курортного сезона"

Львов подкупает качеством и эстетикой всего, что связано с туризмом, начиная с сувениров и заканчивая заведениями общепита. Ну, здесь Одесса может посоревноваться. Ещё Львов притягивает отреставрированным историческим центром города. В Одессе же продолжают уничтожать памятники архитектуры. Теперь вот добрались и до святая святых — Потёмкинской лестницы. Да, в Одессе активно взялись за облагораживание улиц, за борьбу с МАФами. Но что это из себя представляет по факту? Положить в центре города или городском парке плитку и наставить там даже качественные торговые павильоны вместо уродливых — недальновидная экономическая политика. Дальновидная — это сохранить историческое своеобразие, которое будет приманивать людей со всего мира. А вы видели фасады одесских домов — памятников архитектуры? У нас в Бюро эстетики, которое должно за этим следить, видимо, не знают, что реклама и эстетика — это вещи совместимые.

Далее, в центре Львова практически невозможно найти пустующее помещение — всё занято кафе, магазинами, лавками. В Одессе же высокая стоимость аренды убивает мелкий бизнес на корню. Насколько мне известно, значительная часть объектов в историческом центре принадлежит группе лиц, так или иначе связанных с властью. Вы можете встретить на фасадах множество табличек "Аренда", которые висят месяцами, потому что владелец держит цену, а упущенная прибыль его не очень-то и волнует — ему есть с чего жить. В итоге Одесса имеет тормоз для развития малого бизнеса и заброшенные объекты недвижимости в центре города. Может, надо пойти по пути Ванкувера, власти которого установили налог на пустующую недвижимость?

Индустрия развлечений в Одессе потихоньку налаживается. В городе немало инициативных людей, у которых есть некоторые возможности, желание, вкус и способности делать что-то полезное в сфере туризма. И они делают, главное — им не мешать. Делают Цимес-маркет, организовывают выставки и концерты, экскурсионные туры. Чем ещё можно занять туриста, скажем, в феврале? Ярмарками и масштабными проектами наподобие Одесского кинофестиваля. Стратегически важно проводить их не только летом, когда в городе и так хватает туристов, а именно в мёртвый сезон. И продвигать не усилиями волонтёров, а усилиями города.

"Чем можно занять туриста в феврале? Ярмарками и масштабными проектами наподобие Одесского кинофестиваля. Стратегически важно проводить их не только летом, когда в городе и так хватает туристов, а именно в мёртвый сезон"

Кроме того, туристов даже зимой можно привлекать музеями. Меня не перестаёт удивлять история скромного испанского городка Бильбао. После того, как американский музей современного искусства Гугенхайма открыл в нём свой филиал, Бильбао просто наводнили толпы ценителей искусства. В Одессе есть много музеев, но это совдепия в чистом виде. Где современные технологии, где интерактивность? Вы будете смеяться, но совсем недавно группа небезразличных одесситов собирала деньги на то, чтобы сделать пристойный дизайн и напечатать нормальные билеты для художественного музея! Есть в Одессе и муниципальный зоопарк. Он ужасный, хотя потенциально мог бы быть интересен для любого приезжего. Но сегодня одесситы, которые увлекаются живой природой, ездят в Николаевский зоопарк, за 110 км от Одессы.

Наконец, почему бы из Одессы не сделать столицу украинского шопинга? Привлекайте ретейлеров, помогайте талантливым украинским дизайнерам и производителям, и сюда будут приезжать не только, чтобы затариться на "7-м километре", но и побродить по бутикам, сделать покупки, выпить капучино в уютном кафе, а вечером сесть на поезд или в самолёт и вернуться домой. Именно так и происходит круглый год в Милане, Дубае или Варшаве.

Одесса — это модный город и это город понтов. Сюда должны приезжать, чтобы других посмотреть и себя показать. Здесь исторически принято дефилировать в обновках по Дерибасовской или главной аллее Аркадии. Этим надо пользоваться.

В итоге возникает вопрос о желании и способности городской власти всем этим заниматься. Вопрос прежде всего от нас самих, одесситов. Иначе для чего мы выбрали тех людей, которые заседают на Думской площади?

1.3k
Делятся
Google+VKontakte

Читайте также на focus.ua

Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы со значками "Р", "Новости партнеров", "Инновации", "Позиция" и "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.

Ukr.net — новости со всей Украины.