История одного неудачника. Как "Тойота" покорила Америку

Как "Тойота" прошла путь от компании-неудачницы до одного из лидеров мирового рынка, а японцы постеснили американцев на их же собственном рынке полупроводников, но американский бизнес отбил конкурентную атаку с помощью поддержки государства.

Related video

Однажды, решила одна компания из развивающейся страны продавать Америке свои автомобили. До этого момента страна была известна, как производитель дешевых копий западных товаров. Опыта в разработке и выводе на рынок собственных оригинальных брендов у нее было мало. Зато были большие амбиции.

В общем, сделали они первую малолитражку. Для них она казалась чудом техники, и жителей страны распирало от гордости за свой автомобиль.

Только клиенты в Америке так не считали. Они считали этот автомобиль ужасным и примитивным. Его никто не хотел покупать. Первые продажи провалились с треском. Машину пришлось отозвать с рынка.

После этого случая, граждане страны, о которой идет речь, разделились на два лагеря. Одни считали, что нужно пробовать и дальше. Просто, инженерам и промышленникам требуется больше времени.

Другие не соглашались. И их аргументы тоже были весомыми. На разработку авто потратили 25 лет и кучу денег. И что они получили? Автомобиль который никому не нужен. Компании нужно бросить пустые мечты и продолжать заниматься проверенным направлением — текстилем. А автомобили пусть производят те, кто умеет это делать.

Парадоксально, но ситуация, описанная выше, происходила в Японии в 1958 году. А компания-неудачница называлась "Тойота", на то время "Тойопет", которая начав производство авто еще до войны, в 1933 году, за следующие четверть века так и не смогла создать качественный продукт.

Если бы победили скептики, мы бы, наверное, никогда не узнали о японских авто, которые сейчас не без оснований считаем эталоном качества.

Fullscreen

Спустя несколько десятилетий японцы так преуспели в промышленных инновациях, что уже создавали со своей продукцией серьезную конкуренцию американским компаниям на американском же внутреннем рынке. Что не могло не беспокоить штатовский бизнес. 

В середине 80-ых Роберт Нойс, основатель Intel, обивал пороги Белого дома. В то время он был главой Американской ассоциации полупроводников, которая была создана, чтобы лоббировать интересы отрасли в правительстве.

Ситуация, и правда, была критической. Американские производители проигрывали японцам по всем фронтам. Это была реальная угроза исчезновения целых отраслей в США.

Японская продукция была инновационной и качественной. А самое главное, что она была более дешевой. И потому, когда стоял вопрос покупки товара, то сами же американцы "непатриотично" отдавали предпочтения японским аналогам.

Ценовая конкуренция приводила к тому, что американцам приходилось тоже снижать цены на свою продукцию и продавать ниже себестоимости. А это вело к убыткам и угрозе банкротства.

Потому, такие люди как Нойс и били во все колокола, пытаясь получить поддержку от государства, наплевав на рыночные догмы о честной конкуренции. Чего греха таить, все методы хороши, если битва идет не на жизнь, а на смерть.

Государство услышало. Вероятно, потому, что само вложило очень много денег в создание и развитие отрасли, и не было заинтересовано в том, чтобы так бездарно ее потерять.

В результате протекционистских мер США вынудили Японию сесть за стол переговоров и подписать US-Japan Semiconductor Agreement (Соглашения в области полупроводников) в 1986 году.

Данным соглашением контролировался объем продаж японских полупроводников в США, регулировались цены на японские микросхемы, а так же оговаривалось содействие японского правительства в увеличении продаж американских производителей на территории Японии.

Цены, которые согласовали американцы для японцев, оказались на 40% выше, чем японцы продавали европейцам. Европейцы, да и сами японцы, обвиняли американцев в нечестной конкуренции. Также, на голову правительства посыпалось много критики за то, что они таким образом делают неконкурентнымы внутренних производителей компьютеров.

Цирк с честной конкуренцией на этом не закончился. Роберт Нойс совместно с другими американскими предпринимателями инициировал создание государственно-частного консорциума Sematech. В этом консорциуме обьединились 14 компаний — производителей полупропроводников, среди которых были такие известные гиганты, как IBM, AMD, Intel, Hewlett-Packard.

Совместно с правительством США они работали над возобновлением конкурентоспособности полупроводниковой отрасли. Правительство США напрямую участвовало в финансировании разных проектов остальных участников консорциума, и занималось этим вплоть до 1998 года.

Несмотря на то, что США, в итоге, все же проиграли конкуренцию Японии, американской полупроводниковой отрасли не дали умереть, сохранив рабочие места. Наоборот, смогли защитить, сохранить и дать толчок вперед. Отрасль, с помощью государства, не только вернула утерянные позиции, но и является, в настоящее время, главным создателем технологических инноваций в США.

Какие выводы? Я промолчу. Выводы делайте сами.

Первоисточник.

Публикуется с согласия автора.