Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мнения
Журнал
Красивая странаРейтинги фокуса

Мнение: Принуждение к искусству

Современные режиссёры и художники взялись соревноваться, кто сильнее испугает зрителя
000

«Я ставлю этой планете ноль», – ангельскими голосами героинь Ренаты Литвиновой обычно объясняется с миром украинский кинорежиссёр Кира Муратова. В последнее время она снимает фирменные киномантры невероятными для арт-хауса темпами – в среднем одну картину в год.

Её новая лента «Мелодия для шарманки», премьера которой намечена на конец июля, – вариация на тему ужастика Ганса Христиана Андерсена «Девочка со спичками». Правда, в отличие от датского сказочника, Муратова не заморачивается тем, чтобы подлакировать эту историю рассказами о чудесных видениях замерзающих детишек. Напротив, изо всех сил норовит вышибить розовощёкого и довольного жизнью зрителя из привычного седла. Присущая Муратовой жёсткость по отношению к зрителю – один из главных трендов современного искусства. Особенно заметно это стало, когда на каннской волне засветились могучие режиссёры-мизантропы вроде Ларса фон Триера и Михаэля Ханеке.

 Поймать банковского клерка. Привязать к офисному стулу. В режиме нон-стоп запустить любой из последних фильмов Киры Муратовой. Не отпускать до последнего После увиденной на Московском кинофестивале «Мелодии» один из украинских арт-кураторов поделился со мной идеей убойной инсталляции. Поймать за белый воротничок банковского клерка. Привязать к офисному стулу на колёсиках. В режиме нон-стоп запустить любой из последних фильмов Муратовой. Не отпускать до последнего, пока несчастный не начнёт замечать в каждом из героев-уродов себя любимого. Отснятую на видеокамеру запись предложить режиссёру в качестве подарка от прозревшего зрителя. Впрочем, такой подарок Муратова вряд ли примет: путать искусство с жизнью не в её принципах.

Не отстают от кинемато­графистов и прочие творцы. «Любить искусство в себе сегодня абсолютно невозможно. Ничего не стоит полюбить в себе Джоконду. Или девочку с персиками. Кто-то сможет полюбить даже отвратительную девушку с веслом. Но гниющую голову коровы, облепленную мухами, или четырёхметровую акулу в бассейне с формалином – это уж извините!» – каждый раз подшофе шумно тревожится один из приятелей.

Пострадал от агрессивности современного искусства и другой мой приятель. Несколько лет назад внезапно для окружающих он увлёкся разведением домашних растений. На странное хобби его навела брошюра о том, как музыка помогает бурному росту флоры. Беда случилась, когда он по неосторожности завёл в присутствии своих растений сочинения современного украинского композитора Пилютикова. Угорев от постмодернизма, несчастные примулы и гортензии покрылись болезненными пятнистостями и едва не отбросили листья. После этого случая приятель прекратил эксперименты и месяц возделывал свой домашний цветник «Бранденбургским концертом» Баха и симфониями Моцарта.

Увы, в отличие от растений-меломанов, на человека разумного классика давно не действует. Чтобы почувствовать себя всё ещё живым, он предпочитает щекотать нервы другими способами. Для тех, кого наформалиненное зверьё Хёрста оставляет равнодушными, найдутся лакомства посерьёзнее. Вроде поделок профессора анатомии Гюнтера фон Хагенса. Последний раз ему удалось взбодрить немецкую публику минувшей весной на выставке Body Worlds. Экспозицию составляли мёртвые человеческие тела и их части, расположенные в причудливых сексуальных позах.

Понятно, что на этом фоне и без того зыбкая сегодня граница между искусством и жизнью исчезает вовсе. Тем более когда многие подвиги звёзд актуального искусства может повторить любой недоучившийся медик. Скандальных примеров хоть отбавляй. Из самых свежих: две юные киевские студентки разместили в сети фотографии, на которых беззастенчиво потрошат бродячих собак. Растревоженная интернет-общественность погудела и затихла.

«Трудно любить еврея, но надо», – на склоне лет записал в своих дневниках совестливый Лев Толстой. Что именно натолкнуло «зеркало русской революции» на странное откровение, биографы умалчивают. Как бы там ни было, за последний век в мире людей искусства многое изменилось. Например, любить оказалось совершенно необязательно. Особенно если трудно.

Михаил Кригель – редактор отдела Общество журнала Фокус

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.