Карпачева требует расследовать использование тайных тюрем
Использование тайных тюрем требует немедленного расследования. Об этом говорится в обнародованном вчера открытом письме Уполномоченной по правам человека Нины Карпачевой, приобщенном судом к делу экс-министра транспорта и связи Николая Рудьковского.
По словам Карпачевой, несмотря на то, что следствие по этому делу осуществляет прокуратура города Киева, Рудьковский был доставлен, как отмечено в протоколе о задержании, в отдел досудебного следствия Службы безопасности Украины.
Отделом досудебного следствия СБУ называется бывшее СИЗО СБУ, которое официально ликвидировано в рамках исполнения Украиной международных обязательств перед Советом Европы, сообщается в письме
Как сообщает пресс-служба СПУ, Карпачева установила, что журнал регистрации задержанных в отделе не ведется и установить время доставки в "отдел" невозможно.
В письме также говорится, что пребывание задержанных в юридически несуществующем следственном изоляторе СБУ является нарушением обязательств, взятых Украиной при вступлении в Совет Европы, и может привести к продлению мониторинга Украины со стороны ПАСЕ, срок которого заканчивается в этом году. Что в свою очередь негативно отразится на евроинтеграционных планах Украины.
Карпачева установила, что в соответствии с пунктом 7 статьи 7 данного Закона, задерживать и держать в специально отведенных для этого местах можно только лиц, подозреваемых в подготовке или проведении разведывательно-подрывной, террористической деятельности и в совершении других преступлений, расследование которых отнесено к компетенции органов СБУ. Однако, отмечает Карпачева, Рудьковский, во-первых, находится в статусе не подозреваемого, а обвиняемого, а во-вторых, следствие по этому делу ведет не СБУ, а прокуратура города Киева.
По просьбе омбудсмена руководство СБУ пообещало провести служебное расследование относительно правомерности задержания, а также определить правовой статус соответствующего места, где могут находиться подозреваемые в совершении террористических деяний.
Карпачева также считает, что использование тайных тюрем требует немедленного расследования и уже обратилась по этому поводу в Генеральную прокуратуру Украины.
Напомним, Нина Карпачева посетила следственный изолятор, где содержится Рудьковский 10 февраля, после чего заявила, что нашла ряд грубых нарушений в работе СИЗО.
По словам омбудсмена, указанный следственный изолятор был официально ликвидирован в 2003 году в рамках выполнения Украиной своих международных обязательств как члена Совета Европы. "Поэтому первым моим удивлением было то, что человека, не важно с какой фамилией, любого человека, могут сегодня держать в том месте, которое сегодня может выглядеть как тайная тюрьма СБУ", - заявила Карпачева.
СБУ возбудила уголовное дело по факту растраты средств должностными лицами одного из государственных предприятий Министерства транспорта и связи Украины. Поскольку экс-министр транспорта и связи уклонялся от сотрудничества со следствием, прокуратура обратилась в суд с ходатайством об изменении меры пресечения с подписки о невыезде на взятие под стражу.
11 февраля Печерский районный суд принял решение изменить меру пресечения для Рудьковского. Вместо подписки о невыезде Рудьковский будет взят под стражу.
О том, что может спасти экс-министра, читайте в статье "Жесткая посадка Рудьковского".