Год с Януковичем. Видеоконференция с Валерием Чалым
Заместитель генерального директора Центра Разумкова Валерий Чалый рассказал о том, как администрация Януковича использовала кредит доверия, выданный ей в феврале 2010 года
На Всемирном экономическом форуме в Давосе президент Виктор Янукович сделал ряд заявлений касательно привлечения иностранных инвесторов в Украину. Пойдут ли инвестиции в Украину под Януковича?
Действительно, одной из целей поездки Виктора Януковича в Давос является именно поиск инвестиций в Украину. Но вынужден отметить, что наш президент принимал довольно ограниченное участие в этом мероприятии – всего лишь в одной сессии, которая касается поставок электроэнергии, газа и нефти. Поэтому вряд ли в Давосе произойдет прорыв в области инвестиций.
Инвестиции входят в страну не после заявлений чиновников, а только туда, где создана лучшая среда для ведения бизнеса и можно защитить свои экономические права в суде. До тех пор, пока в Украине не появится такой среды, никакие инвесторы, кроме тех, которые рассчитывают на сверхприбыли в короткий срок, сюда не зайдут.
Сейчас власть не оставляет места для западных инвестиций. Средства выделяются в основном на основе освоения государственного бюджета и кредитных ресурсов.
Влияют ли на интерес инвесторов к стране, рейтинги международных правозащитных организаций - рейтинги коррупции, экономических и гражданских свобод?
Чтобы изменить эту ситуацию, необходимо не просто декларировать намерения, а делать конкретные шаги, которые привлекли бы к нам инвесторов. Например, власть может воспользоваться грядущим Евро-2012 для повышения инвестиционной привлекательности Украины.
Тема преследования оппозиции. Многие аналитики после предоставления политического убежища в Чехии экс-министру экономики Богдану Данилишину отметили, что это свидетельствует об официальном подтверждении Евросоюзом факта политических репрессий в Украине. Возможно ли, что вскоре против руководства Украины будут введены санкции, как это сейчас происходит в Беларуси?
Мир наблюдал за последними президентскими выборами в Украине и признал их конкурентными. Новому президенту был выдан большой кредит доверия, и ожидалось, что он использует его для объединения всего народа ради реформ. Однако, год спустя, этот кредит подходит к концу. В оценках Запада слышно недовольство, поскольку деятельность президента сильно расходится с его заявлениями.
Подобная оценка прозвучала синхронно с разных сторон, и первый четкий сигнал был дан во время визита еврокомиссара Стефана Фюле, который заявил, что ЕС будет обращать внимание на ценности, которыми руководствуется власть. Фактически, после этого и состоялось решение суда в Чехии.
А украинские политики в состоянии воспринять подобные сигналы, пока они могут свободно выезжать на Запад, иметь там бизнес, счета и недвижимость?
Я не являюсь сторонником того, чтобы подталкивать Запад занять более критическую позицию по отношению к президенту или правительству, так как это рикошетом ударит по Украине в целом. Я не думаю, что мы уже дошли до этой черты. У президента и у министров еще есть время понять всю сложность ситуации и сделать выводы.
На сегодняшний день, украинский политический истеблишмент серьезно опасается только двух вещей - недовольства широких масс населения и санкций мирового сообщества, таких как арест счетов или запрет въезда на свою территорию. И потому никто не будет доводить ситуацию до этой черты.
Я надеюсь, что эйфория от быстрого захвата всех позиций во власти скоро пройдет. Украина находится в сложной экономической ситуации, так как сидит на игле внешних кредитов, и с этим надо что-то делать. Если сегодня забрать у нас деньги МВФ и краткосрочные российские кредиты - мы не удержим экономику.
Удается ли Януковичу реализовывать политику многовекторности, начатую Леонидом Кучмой?
Многовекторность - неудачное слово. Каждое государство обязано развивать отношения со всеми странами, где у него есть политические или экономические интересы. И в этом смысле политика Кравчука, Кучмы, Ющенко или Януковича являлась многовекторной. Вопрос заключается в балансе этих векторов. Можно развивать сотрудничество со всеми, но некий магистральный путь всегда должен быть. Украина еще со времен первого президента задекларировала движение в сторону европейской и евроатлантической интеграции. Были периоды большего или меньшего сближение с Россией, однако все президенты придерживались этого направления.
Сейчас происходит совсем другое. Продолжение европейского пути только декларируется – к примеру, мы уже не успеваем в следующую фазу обсуждения бюджетной стратегии ЕС, что отдаляет вопрос о членстве как минимум до 2020 года.
Многовекторность Януковича несбалансированна, наблюдается значительный крен в сторону России. Власть идет на неоправданные компромиссы, ради тактических уступок отдаются стратегические интересы. Яркое подтверждение этому – история с черноморским флотом РФ.
Отсутствует прогнозируемость и прозрачность решений. Решения парламента постепенно утрачивают свое влияние, как скоро потеряет его и МИД - власть концентрируется в одних руках. И это опасно, поскольку утрачивается гражданский контроль над властью и увеличивается вероятность критической ошибки.
Вопрос не в том, с какими странами нужно налаживать связь. Сейчас проблема в механизме принятия решений внутри страны и угрозе изменения вектора интеграции.
Много говорят о прорыве в отношениях с РФ. А как воспринимать последние события в Москве в украинской библиотеке проводятся обыски, закрываются украинские организации. Почему молчит власть, и что это означает со стороны России?
Закрытие двух украинских организаций, обыски в библиотеке украинской литературы в Москве - это решения спланированные, политические, принятые непосредственно в Кремле. Это стало ответной реакцией на действия администрации Ющенко, которые в Москве оценивались критично. Руководители украинских организаций в России воспринимали позицию предыдущего руководства Украины, были не в меру независимы и этим раздражали российскую власть.
От сегодняшней власти нельзя ожидать какой-либо критики, поскольку все делается с согласия двух сторон. Руководство страны выбрало путь даже не компромисса, а какого-то компрадорства, причем по всем направлениям. Позиция Украины легко сдается как России, так и США или ЕС.
Однако Виктор Янукович продолжает оставаться самым рейтинговым политиком, а Партия регионов – самой популярной партией. Оппозиция раздроблена, и нет ни одной политической силы, которая могла бы бороться с ПР в одиночку.
Сейчас наблюдается категорическое падение уровня доверия, как у президента Януковича, так и у Партии регионов. Этот процесс немного напоминает разочарование в Викторе Ющенко 2005 года, но он еще глубже. Буквально за полгода уровень доверия к власти упал в два раза.
Согласно соцопросам центра им. Разумкова, если в начале президентства Януковича, большинство украинцев считало направление, в котором движется Украина правильным, то сейчас ситуация прямо противоположная, и количество недовольных растет.
Доверие упало катастрофически, причем ко всем политическим институтам. На корабле под названием "украинская политика" тонут все. Капитаном на корабле остается Янукович, но там же сидят и лидеры оппозиции. И плывет корабль куда-то не туда. У оппозиции же вообще нет средств влияния на ситуацию – любые законопроекты меньшинства, как правило, отвергаются.
Как бы вы оценили роль крупного бизнеса в изменениях политического режима в Украине? Существует такое мнение: ставка на Януковича связана с тем, что в условиях кризиса поддерживать относительную демократию и равенство коррупционных возможностей стало слишком дорого. Одномерная вертикаль власти - дешевле.
Ответ очевиден. Сейчас действует симбиоз крупного бизнеса и власти. Крупный бизнес заинтересован исключительно в заработке на дешевой рабочей силе и выжимании остатков из производства, без существенной его модернизации. Даже в условиях кризиса создаются "дойные коровы", например нацпроекты или Евро-2012, которые используются для получения миллиардных прибылей.
У крупного бизнеса есть три основных источника денег: природные ресурсы, бюджетные средства, и наконец, заграничные дотации. В последнее время появилась третья категория – аграрный сектор и все, что связано с продажей земли.
Вернемся к внешней политике. Отношения с ЕС: безвизовый режим и режим свободной торговли. Янукович назвал даже сроки – до конца этого года. Как на самом деле все это будет происходить - ваш прогноз?
Не люблю давать прогнозы, потому что по прогнозам авторства Януковича еще во времена его премьерства, мы уже должны были бы являться кандидатами на вступление в ЕС. Последнее его заявление, теперь уже в качестве президента – в начале 2012 года украинцы уже смогут ездить в Европу без виз. Такая дата представляется мне слишком оптимистичной. Взять хотя бы один пункт из требований ЕС касательно борьбы с коррупцией - власти исполняют его как-то странно.
Даже при условии политической воли и концентрации усилий, условия Европы реально выполнить до 2012 года только по части законодательства.
Касательно договора об ассоциации (свободной торговле) с Европейским Союзом, то подписать его, как заявлено, во второй половине 2012 года вполне реально, поскольку уже проведена огромная предварительная работа в этом направлении.
Положит ли подписание договора об ассоциации и вхождении в зону свободной торговли с ЕС конец разговорам про таможенный союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном? Или можно состоять одновременно в двух этих союзах?
Нет, это невозможно. Если мы ступим на первую ступень интеграции с ЕС, подобный сценарий будет вероятен только в одном случае – если Россия будет иметь такие же условия взаимодействия с ЕС как и Украина. Теоретически возможен большой таможенный союз, куда вошли бы Украина, Россия и ЕС. Но это маловероятно
Вопрос насчет виз. Готов ли Европейский Союз к безвизовому режиму с Украиной? Хотят ли европейцы видеть на своей территории украинцев без виз? Может, это все разговоры политиков и не больше?
Кое-кто в Европе считает, что Украина имеет природное право состоять в ЕС, другие же придерживаются меркантильных интересов. В целом, большой радости там нет - европейцы побаиваются наплыва трудовых мигрантов, хотя и ощущают дефицит рабочих рук. Вместе с этим, украинской власти тоже невыгодно открывать границы с ЕС, потому что придется либо поднимать уровень жизни тут, либо завозить новую рабочую силу из Азии.
Чтобы получить возможность свободного перемещения по всему миру, необходимо реализовать три условия:
- Украине нужно достичь высоких экономических стандартов, чтобы нас не считали бедняками;
- мы обязаны создавать впечатление надежного партнера с демократическим режимом правления;
- весь мир должен понять, что у Украины есть будущее и понимание того, чего она хочет достичь.
Если мы сумеем это показать, наших граждан за границей начнут воспринимать совершенно по-другому.
(Конференция проводилась на украинском языке)