Что еще должен сделать Ющенко, чтобы превратиться в Кучму
Когда-то премьер Виктор Ющенко уверял, что испытывает к президенту Леониду Кучме сыновние чувства. Теперь он волей-неволей повторяет судьбу политического отца
Политолог Кость Бондаренко – знаток кучмизма. Он даже книгу об этом написал – "Леонид Кучма. Портрет на фоне эпохи". Исследуя карьерный путь второго украинского президента, Бондаренко неожиданно обнаружил любопытные закономерности отечественной политики.
– В Украине, кто бы ни пришел на место президента – Ющенко, Тимошенко, – обстоятельства все равно превратят его в Кучму, – говорит Бондаренко, прихлебывая кофе в одной из столичных кофеен.
Эту историю в духе шварцевского "Дракона" политолог объясняет просто: в Украине можно быть либо авторитарным президентом, либо не быть им вообще – среда, что называется, заест.
– Кучма тоже сначала пришел как демократ, – напоминает Бондаренко. – Но к концу первого срока при опасно низком рейтинге в 8% понял, что ему надо что-то предпринимать. В итоге он стал тем, кем мы его знали в последние годы правления.
В биографии Кучмы и Ющенко немало общих мест. Но, пожалуй, самое серьезное сходство начинает проявляться сейчас: так же, как предшественник в далеком 1996 году, Ющенко теперь начинает разрабатывать новую Конституцию.
Открывая в конце февраля первое заседание специально созванного Конституционного совета, Президент говорил о чем угодно, только не о собственных полномочиях.
Но в том, что именно ради них все и затевается, уверены политики из разных лагерей. Президенту уже недостаточно пересмотра закона о Кабмине, отобравшего у него эксклюзивное право на назначение премьера, теперь ему подавай весь Основной Закон под себя. Так говорят и противники, и многие сторонники Ющенко.
Коммунист Петр Симоненко называет детище Президента карманным. "Совет создаст почву для того, чтобы Президент протащил изменения под себя", – вторит ему регионал Тарас Чорновил. А депутат от Блока Литвина Михаил Сирота указывает на то, что две трети состава совета (всего в созданной Ющенко структуре 97 человек, 40 из которых – депутаты) контролируются Президентом.
На самом деле о том, что хочет написать в новой Конституции глава государства, известно немного. Об основных инициативах Президента Фокус писал в одном из сентябрьских номеров. К примеру, Ющенко по душе идея двухпалатного парламента (по одной из версий, во вторую палату посадят губернаторов – априори лояльных к Президенту чиновников). Из-за этого даже вышел небольшой скандал: за такую инициативу Ющенко похвалил сам Леонид Кучма.
Любопытно, что заставить парламент утвердить компромиссный вариант Основного Закона в 1996-м Кучме помог шантаж: иначе он грозился вынести Конституцию на всенародный референдум. То же самое делает сегодня Ющенко.
Тропой предка
Даже если все затеяно ради усиления позиций Президента, что же в этом такого? – обороняются соратники Ющенко.
– Не забывайте: после каждой революции наступает термидор (реакция, отход от революционных ценностей, – Фокус), – убежден политолог Вадим Карасев. – В этой стране кто-то должен быть Кучмой-2. Нравится это или нет, но я вижу только два варианта для страны: демократический беспорядок или полудемократический порядок.
– Таков уж постсоветский административный менталитет: если президент не может уволить премьера и не имеет возможности оперировать административными механизмами, то хозяином такой президент не считается, и никто его уважать не будет, – уверяет сотрудничающий с Секретариатом эксперт.
В качестве примера он приводит налоговую службу: "Вот на налоговиков, которые могут взяться за бизнес и вытрясти из него деньги, влияния у Президента Ющенко нет. А у Кучмы было. Он мог взять любого и настроить его на "правильное" политическое и финансовое поведение".
Карасев отмечает, что Ющенко важно не просто усилить полномочия, а сделать это первым, иначе его опередит Тимошенко.
Тем временем сама Тимошенко, как оказалось, представляет себе вопрос о полномочиях в точности по сериалу "Горец" – в том смысле, что в конце должен остаться только один. Ее статья в "Зеркале недели" наделала много шума: фактически Тимошенко высказалась за то, чтобы отдать максимум полномочий кому-то одному – либо президенту, либо премьеру (многие эксперты полагают, что сама она отводит для себя ту из должностей, которая эту полноту власти сосредоточит).
– Ну что же, это более честная позиция, – одобряет предложения премьера директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. – И она соответствует европейским стандартам государственного устройства.
Правительству в этом случае достанется роль не более чем президентского заложника.
– У Президента останется возможность найти козла отпущения в виде "нерадивого Кабмина". Его всегда можно отправить в отставку, а самому выйти сухим из воды, – объясняет Бала.
Забавно только, что все это Украина уже проходила – при том же Кучме, потом долго и тяжело отказывалась от такого наследия в пользу парламентско-президентской республики. И вот теперь, получается, опять мучительно возвращается к истокам.
Пока не клон
Естественно, между вторым и третьим президентом еще нельзя поставить знак равенства. По мнению Костя Бондаренко, главная разница между ними – в понимании власти:
– В отличие от Ющенко, Кучма знал, зачем она ему. Он расценивал ее с позиции директора крупного предприятия, когда можно всех построить. Ющенко же всю жизнь провел с цифрами, для него власть – это умение свести дебет с кредитом, чтобы всех удовлетворить. Ну и еще – как некая визитка: "Виктор Ющенко – Президент Украины".
Различия также есть в главных инструментах президентского влияния – их чиновничьих аппаратах, а также в их руководителях: Дмитрии Табачнике у Кучмы и Викторе Балоге у Ющенко. Они оба помогли президентам укрепить власть.
Правда, Балоге сдана в аренду вся президентская вертикаль – делай что хочешь. Кучма же, как только увидел в главе своей администрации конкурента, – отправил его в отставку. Тогда, вспоминают очевидцы, падению всесильного президентского любимца сильно способствовал антитабачниковский тандем, состоявший из секретаря СНБО Владимира Горбулина и премьер-министра Павла Лазаренко.
Этот урок из прошлого Балога, похоже, хорошо усвоил. Он, если вы заметили, не дает возможности укрепить позиции никому из президентского окружения и никого не подпускает "к телу". Вот сейчас лично взял в руки процесс создания пропрезидентской партии, – говорит Бондаренко.
Пожалуй, единственный фактор влияния на Президента, который не может контролировать глава СП, – первая леди.
Ирония судьбы, но в вопросе жен Кучма и Ющенко снова похожи: обе вторые половины президентов имели влияние на отечественную политику, вплоть до кадровых вопросов. Политические старожилы до сих пор рассказывают, как Людмила Кучма добилась отставки нелюбимого ею советника президента Владимира Рыжова или лоббировала для своей подруги Валентины Довженко создание министерства семьи и молодежи. В свою очередь, через Екатерину Ющенко, по слухам, пришел во власть Юрий Павленко.
Наконец, возможность пройти еще один, окончательный тест на сходство с предшественником представится нынешнему главе государства совсем скоро – во время президентской избирательной кампании. В 1999 году, когда Леонид Кучма боролся за второй срок, разыгрывался сценарий "голосуй, а то проиграешь". Тогда перед избирателями предстал выбор между Кучмой и гораздо более слабым и более радикальным Симоненко – избиратели предпочли первого, чтобы "не проиграть".
По мнению политтехнолога Тараса Березовца, вывести во второй тур президентских выборов – 2009 заведомо слабого соперника для Ющенко попытаются и в этот раз. Правда, для этого нужно будет избавиться от опасных противников – Тимошенко и Януковича. С такими превосходящими силами Кучма во время выборов никогда не сталкивался. Но это уже совсем другая история.
Это наша с тобой биография
Карьеры Виктора Ющенко и Леонида Кучмы местами складывались на удивление похоже
Увольнение с поста премьера из-за разногласий с президентом Кучма подаёт в отставку, не желая мириться с попыткой главы государства возглавить правительство. «Я пришёл руководить правительством, а не быть вице-премьером по мелким поручениям». По официальной версии, правительство Ющенко отправили в отставку пропрезидентское парламентское большинство и КПУ. По неофициальной – президент потерял к нему расположение из-за его усилившегося влияния в деловых и политических кругах. |
Президентская кампания из оппозиции У Кучмы образ гонимого властью демократа. Из СМИ его поддерживает только канал «Гравис» (скандал с закрытием канала). У Ющенко образ гонимого властью демократа. Из СМИ его поддерживает только «Эра» и «5 канал» (скандал с закрытием канала). |
«Прозападный» президент Новоиспеченному главе Украины Кучме вручают престижнейшую премию Кеннеди в Вашингтоне за развитие демократии. Свой визит в Вашингтон Президент Ющенко наносит раньше, чем в Москву, его встречают с почестями, награждают медалью за мужество и приглашают в Конгресс, где выступают лишь избранные иностранные гости. |
Замена «любих друзів» сильным секретарем Спустя полгода президент Кучма меняет команду, приведшую его к власти. Новоиспеченный глава Администрации Президента Дмитрий Табачник получает огромное влияние. Спустя полгода Президент Ющенко меняет команду, приведшую его к власти. «Любі друзі» уходят в тень из-за коррупционного скандала. Спустя еще год главой Секретариата Президента становится Виктор Балога. |
Усиление полномочий Президент Кучма требует максимальных полномочий. Шантажируя парламент своим вариантом Конституции, вынуждает Раду принять компромиссный вариант Основного Закона. Максимум полномочий достаётся президенту. В 2000 году Кучма проводит референдум, усиливающий его полномочия еще больше, но Рада их не утверждает. Как раз сейчас Ющенко создает Национальный конституционный совет и планирует референдум по утверждению новой Конституции. |