Хватит Юлить?
Премьер-министр жалуется на покушения: «Нашу команду пытаются уничтожить как конкурента. Я хочу сказать: ребята, не выйдет!» Фокус попытался понять, как можно избавиться от Тимошенко и действительно ли эти попытки обречены на провал
"Ваша Юля за три года всех заколебала – с ней пора кончать" – эту фразу, произнесенную собеседником, "очень близким к Секретариату Президента", приводит в своем блоге бютовский политтехнолог Олег Медведев.
История показывает, что Тимошенко опасно иметь как в противниках, так и в союзниках. Недавнее блокирование БЮТ Верховной Рады, борьба леди Ю с президентом за Фонд госимущества, список приватизации и прочее – тому лишнее подтверждение.
Поэтому несложно поверить, что в период очередного обострения отношений между премьером и президентом оппоненты Тимошенко в очередной раз задумываются, как от нее избавиться. Конечно, исключительно политическими методами.
Следует, однако, сказать, что пока это еще никому не удавалось.
Разрешить глупости
В отличие от очень неуверенных оппонентов Тимошенко обладает важным для политика качеством – безоговорочно верит в собственную звезду и свое политическое будущее. Пока же люди из окружения лидера БЮТ в частных беседах объясняют ее уникальное место в украинском политикуме следующим образом: "Как у Украины с одной стороны – агрессивная Россия, с другой – агрессивная Америка. Так и внутри страны: есть радикалы из Партии регионов, есть – из "Нашей Украины", а Юля – это Юля. Она сама по себе".
Политтехнолог Андрей Золотарев уверен, что победить Тимошенко может только сама Тимошенко, поскольку ее оппоненты или те, кого она назначает на роль врагов (когда-то Петр Порошенко, теперь Виктор Балога), серьезно проигрывают ей в убедительности.
– Стратегия Тимошенко – это перепрыгивание с льдинки на льдинку. Сначала раздали вклады, потом будем бороться с инфляцией, – говорит Золотарев. – Противостоящий ей сейчас Балога – "командир полка", но в академию Генштаба ему еще рановато, он явно слаб как стратег. На самом деле он просто должен позволить Тимошенко совершать глупости (она ведь их совершает!), чтобы потом наглядно продемонстрировать их народу. Таким образом, рано или поздно украинцы поймут, что у Тимошенко просто нет позитивной программы.
Депутат-коммунист Александр Голуб (кстати, досрочные выборы в Киеве стали результатом как раз синхронного голосования БЮТ и КПУ) констатирует, что с Тимошенко сейчас не столько борются, сколько заигрывают. А надо всего-то дать ей желаемое.
– Она успокоится, только когда у нее исчезнет мотивация, – считает Голуб. – Скажем, сама она станет императрицей, а в Украине воцарится монархия. Но ей будет очень сложно так долго держать себя в форме. Это невозможно чисто физически.
Лазаренко в помощь
По слухам, в Секретариате главы государства сейчас разрабатывается несколько вариантов нейтрализации премьера. Первый – это пресловутое "дать поработать". Тогда через полгода или год рейтинг дискредитированного катастрофическими показателями Кабмина Тимошенко окажется в районе нынешнего, весьма низкого, рейтинга президента.
Второй – "назначение нового Павла Лазаренко". На эту роль, согласно плану, выбирается кто-то из многочисленных олигархов из окружения Тимошенко. На него обрушивается вал компромата. Понятно, что Юлия Владимировна вынуждена будет защищать "своих". Скандал ударит по ее позициям.
Наконец, третий вариант – это серия многоходовок, начиная с блокирования приватизации и заканчивая эскалацией избирательного процесса в регионах.
– Секретариат действительно может попытаться провести осенью досрочные выборы мэров и горсоветов, пытаясь подорвать позиции премьера в регионах – считает директор Института Горшенина Кость Бондаренко. – И тогда Юлию Владимировну ожидает именно Сталинград (по словам Юрия Луценко, президент заявил, что Киев должен стать Сталинградом для Тимошенко, – Фокус).
Выход для леди Ю г-н Бондаренко видит в игре на упреждение – инициировании осенью нынешнего года досрочных парламентских выборов: "БЮТ должен пойти единым списком с "Народной самообороной" и Рухом и снова сформировать большинство, иначе весной рейтинг Тимошенко упадет до 10%".
Близкий к Секретариату Президента политолог Вадим Карасев полагает, что для уничтожения Тимошенко наиболее эффективным является первый вариант:
– Нужно подольше держать ее на посту премьера. И через какое-то время ситуация в стране будет четко ассоциироваться с премьером. С другой стороны, сама Тимошенко сделает огромную ошибку, если добровольно уйдет в отставку. Это все равно что досрочно уйти с поля, отказавшись от борьбы, когда твоя команда проигрывает.
Ее система
Депутат от Блока Литвина Олег Зарубинский вообще считает, что Тимошенко зря села в премьерское кресло, – деятельность леди Ю на этом посту в любом случае негативно отразится на ее политическом реноме. Но устранять Тимошенко из политической жизни Зарубинский бы не советовал.
– А зачем? – удивляется депутат. – Она феномен, для которого характерны отсутствие стратегии, меркантильная тактика, хорошая реакция. Само время устранит тех, кто работает на краткосрочную перспективу.
Впрочем, сказать, что Тимошенко при всех пробелах в стратегии работает исключительно на краткосрочную перспективу, вряд ли будет правильно. Как ее присутствие мешает ключевым политическим игрокам "договориться по-хорошему", так и ей не терпится устранить лишнее звено в управлении государством в виде Виктора Ющенко. Бывший соратник по Майдану уже не входит в планы Тимошенко, о чем свидетельствует ее заявление о необходимости оставить единственный центр управления государством – будь-то премьерское или президентское кресло, в котором она видит опять же себя.
– В 2004 году люди выбирали идеологемы, и тогда она просто была третьей лишней, потому и присоединилась к Ющенко, – рассуждает директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов. – В мягкости и размытости позиции как раз ее слабость и сила. Напомню, что в 2002-м Тимошенко хотела позиционировать себя в качестве пророссийской силы, в последнее же время с ее стороны наблюдаются нападки на Россию. Конечно, и в Москве, и в Вашингтоне видят непоследовательность премьера, но у Запада может не остаться выбора, кроме как сделать ставку на нее, поскольку все увидели, что Ющенко далек от управления государством. Но она всегда будет оставаться непрогнозируемой.
А вот объединение Ющенко с регионалами против Тимошенко, по словам Корнилова, может дать обратный эффект и лишь привести к ее усилению. Поэтому методы нейтрализации премьера он предлагает все те же – информирование населения обо всех промахах Кабмина: "Секретариат президента сейчас делает акценты только на росте цен и инфляции, но почему-то никто не говорит, как нерыночными методами "нагибают" бизнес, что творится с НДС".
Важной особенностью Тимошенко, которую выделяют приближенные к ней люди, являются ее кратковременные периоды затишья. Оппоненты же в эти моменты начинают расслабляться. А не следовало бы, считает собеседник Фокуса из ПР. "Как раз в эти периоды Тимошенко разрабатывает очередные стратегии, корректирует планы. Вот тут желающим и надо бы устраивать информационные атаки", – подчеркивает он.
Олег Медведев в разговоре с Фокусом откровенно сказал, что вывести Тимошенко на обочину украинской политики можно только "загнав ее в могилу".
– Тимошенко можно выбить из власти, не допустить к президентскому креслу, играть на снижение рейтинга, но выбить из украинской политики – нереально, – категоричен Медведев. – А ее оппоненты наступают на те же грабли, что и Кучма, который в свое время приложил немало усилий для ликвидации "фактора Ющенко".
Медведев считает, что весь украинский политикум можно поделить на две категории: Тимошенко и все остальные, объединившиеся против нее: "Они не приемлют новых правил игры в экономике и бизнесе, поэтому ей остается рассчитывать только на поддержку народа".
В этом смысле киевские выборы станут для Тимошенко особым испытанием. Ведь, по словам Андрея Золотарева, здесь она столкнулась с кандидатом, подобным себе по тактике. Черновецкий, утверждает политолог, начал воздействовать на массы методами премьера.
Таким образом, напрашивается вывод: бороться с Тимошенко можно только по ее же системе и с такой же напористостью. Если, конечно, кому-то из оппонентов это по силам.