Олесь Довгий. Примэрный
Секретарь Киевского горсовета – о «лежачем полицейском» Юрии Луценко, доброте президента, своих визитах на Банковую и любви к вышиванкам, которые он скоро начнет пропагандировать
Когда 25 мая мэр Киева Леонид Черновецкий пришел на избирательный участок, чтобы отдать голос на перевыборах, компанию ему составляли самые близкие люди – сын Степан и секретарь горсовета Олесь Довгий. 27-летний Довгий – один из тех, кого столичный мэр ласково именует "мои пацаны, хорошие ребята" и кто уже третий год входит в доверенный круг мэра. Усилия киевской оппозиции в лице БЮТ и Блока Кличко оказались тщетными: Черновецкий – снова мэр, а Довгий с недавних пор – опять секретарь горсовета.
– Сколько вы секретарь, столько вокруг вас продолжаются скандалы. Это должность у вас такая или вы скандалист?
– Я не скандалист. Просто не боюсь говорить правду в лицо. Например, давать оценку одной из самых сильных политсил – Блоку Юлии Тимошенко. Не боюсь выступать с критикой действий Юрия Луценко, не боюсь говорить что-то Кличко, даже если он гораздо больше и сильнее (улыбается). Говорить правду и устраивать скандалы – две большие разницы.
– Вы ругаете Тимошенко, а между тем она сейчас наиболее реальный кандидат в президенты. И как вы представляете свою карьеру, если она победит?
– А я ведь, заметьте, никогда не давал личностно-оскорбительных характеристик Юлии Владимировне. Все, о чем я говорю, – исключительно в рамках ее деятельности как премьер-министра и лидера БЮТ. И это, попрошу заметить, факты, а не оскорбления. Если Тимошенко не изменит свой подход к решению конкретных проблем и не поменяет команду, состоящую из популистов типа Луценко, то она вообще вряд ли когда-нибудь победит.
– Вы часто упоминаете Луценко – с тех пор, как он стал регулярно вызывать вас на допросы в МВД (Довгий проходит свидетелем по делу о прошлогодней драке в Киевсовете. – Фокус), он уже ваш личный враг?
– Юрия Витальевича я не считаю ни другом, ни врагом. Я комментирую Луценко исключительно как явление. Мое личное мнение: он – явление политического прошлого. Будущего, к сожалению, у него нет. После моих визитов в МВД по различным делам у меня складывается впечатление, что Луценко очень далек от правоохранительной деятельности. Он до сих пор не понимает, что он вообще не милиционер. Однако мы должны быть благодарны, что не без его помощи получили возможность победить на внеочередных выборах в Киевский горсовет, увеличив свои силы в нем более чем вдвое.
– Почему Черновецкий отозвал иск против Луценко по поводу драки после заседания СНБО?
– Знаете такую фразу: лежачего не бьют? Юрий Витальевич на сегодняшний день политический лежачий полицейский (смеется). Он положил себя именно тем поступком по отношению к Леониду Михайловичу. Теперь, когда он с треском провалил киевские выборы, неблагородно было бы его добивать.
– Говорят, что отозвать иск против Луценко якобы просил сам президент.
– Поверьте мне, Леонид Михайлович относится к президенту с большим уважением. Но при этом он человек принципиальный и не станет по чьей-то просьбе кого-то прощать. Да и президент, хоть он и добрый человек, вряд ли даст положительную оценку тому, что случилось в СНБО.
– Ваша команда, должно быть, благодарна президенту, ведь он, по сути, поддержал Черновецкого?
– Если бы я мог, я бы большими буквами написал: "Спасибо президенту за то, что он продемонстрировал, что в стране есть настоящий гарант Конституции!" Это единственный человек, который занял принципиальную позицию, заявив, что только киевлянам решать, кому быть мэром столицы. В результате это помогло избежать истерических законопроектов по изменению правил игры в ходе избирательной кампании (речь идет о предложении избирать мэра в два тура, на чем настаивал, в частности, БЮТ уже после того, как были объявлены выборы в Киеве. – Фокус).
– Означает ли это, что ваша команда поддержит Виктора Ющенко на президентских выборах?
– Я бы сказал так: президент – единственный политик, для которого любовь к стране выше собственных амбиций. Нет другого политика, который мог бы объединять страну так, как это делает Виктор Ющенко.
– Вас часто видят в Секретариате президента, даже называют мостиком между Балогой и Черновецким. Что вы там все-таки делаете?
– Угадайте, что я могу делать в Секретариате президента? Дело в том, что Секретариат, кроме своих прямых функций, еще и координирует работу региональных органов власти. У главы СП для этого необходимое количество заместителей. Проводятся совещания, скажем, по контролю за проведением Евро-2012 или строительству дорог. Что касается Виктора Ивановича Балоги, то я считаю его одним из самых опытных и самодостаточных государственных кризис-менеджеров. Смотрите, сколько ступеней он прошел, в том числе мэрство и губернаторство, министерство. И я вижу, что при Балоге поручения президента выполняются гораздо лучше, эффективнее и быстрее, чем при его предшественнике.
– Говорят, у вас с Балогой совместный земельный бизнес в Киеве?
– (Категорично.) Никогда Виктор Иванович не обращался ко мне с какими-либо бизнес-вопросами. Все наши встречи касаются исключительно улучшения работы вертикали власти.
– А в "Единый центр", новую пропрезидентскую партию, вам не предлагали вступить?
– Кто мне постоянно предлагает идти в ЕЦ, так это журналисты (улыбается). Могу ответить так: спасибо, постараюсь никуда не вступать! Я депутат и секретарь горсовета, работаю по 12–15 часов в сутки, о чем-то еще и думать некогда.
– Черновецкий сказал, что одной из причин недавнего увольнения его заместительницы Ирэны Кильчицкой было давление на нее со стороны правоохранительных органов. На вас сейчас тоже давит МВД, так что же – Черновецкий и от вас избавится?
– Леонид Михайлович никогда в жизни не даст в обиду члена своей команды, которого несправедливо обижают сильные мира сего. Могу подтвердить, что Ирэна Кильчицкая испытывает давление со стороны органов внутренних дел. Но она была и остается членом команды. Предупреждая возможные вопросы, скажу, что мои личные отношения с ней всегда были дружескими. Я отношусь к ней с симпатией и уважением, поскольку считаю ее хоть и резким порой человеком, зато сильной личностью.
Тем временем депутат Киевсовета от Блока Кличко Дмитрий Андриевский изложил в своем блоге на "Украинской правде" отличную от официальной версию увольнения Кильчицкой. Якобы убрали ее по настоянию президента, чтобы заменить представителем Партии регионов Александром Ордой. Сам Орда тогда же заявил, что получил подобное приглашение. Олесь Довгий не захотел комментировать это странное совпадение, назвав заявление Андриевского "очередной из сотен миллионов сплетен, которые рождаются каждую минуту в Киеве". "Единственное отличие этой сплетни от любой другой в том, что Андриевский успел добежать до своего блога".
– Эксперты считают, что Черновецкий победил на перевыборах потому, что взял на вооружение социальные методы Тимошенко. Вы с этим согласны?
– Не мы победили Тимошенко, ее не поддержали киевляне. Мы же лишь остановили ту катастрофическую эпидемию, которая могла распространиться на всю Украину, под названием "крах местного самоуправления".
– То есть вы спасли и харьковское руководство – Михаила Добкина и Геннадия Кернеса. БЮТ ведь и их хотел уволить?
– Мы не спасали Добкина с Кернесом, мы спасали местное самоуправление.
Весной в интернете появилась любопытная якобы распечатка якобы телефонного разговора Довгого с Кернесом, в которой харьковский горсекретарь просит киевского коллегу повлиять на парламентское голосование по Харькову через своего отца – Станислава Довгого, нардепа от НУНС. Сам Довгий заявил Фокусу, что если бы он увидел подобную запись, тут же обратился бы в СБУ. А вообще не видит ничего зазорного в том, что к нему за советом частенько обращаются секретари других горсоветов. "У меня был разговор с Кернесом, и не только с ним, по процедуре внеочередных выборов. Но ко мне априори никто не мог обращаться по поводу голосования моего отца. Я давно всем дал понять, что у нас с ним разные политические взгляды. Я благодарен ему за то, что он не делает меня заложником своей позиции и позволяет мне самостоятельно развиваться".
– Вы собираетесь как-то избавляться от имиджа "земельной мафии", который вам так убедительно создала оппозиция?
– Я принципиально внесу в стены горсовета важное изменение: даже сильные депутаты, за которыми стоят фракции, не смогут внести какой-либо земельный вопрос вне регламента. Все без исключения пустые земельные участки будут отводиться через аукцион. Запишите это большими буквами! Со временем вы сможете проверить мои слова. Все земельные вопросы, связанные с зелеными зонами, будут отклонены. Меня легче будет убить, чем провести такое решение.
– Получить должность вам помогли депутаты из Блока Николая Катеринчука. Раздосадованный Катеринчук в интервью Фокусу сказал, что этому способствовали "особые возможности хозяев города". Имелось в виду материальное поощрение? Вы можете подтвердить, что депутаты из конкурирующей фракции поддержали вашу кандидатуру без личной заинтересованности?
– Каждый депутат имеет право на собственную позицию. И лишать их этого права, да еще таким способом (речь идет о том, что накануне решающего голосования депутаты Блока Катеринчука оказались заперты в офисе. – Фокус) – нарушение всех прав и свобод человека. Эта история еще получит продолжение. А вообще, мне как секретарю некорректно комментировать внутренние дела фракций. Надеюсь, на этом примере Катеринчук и все остальные получат урок: если внутри фракции есть противостояние, не нужно выносить это на суд общественности.
– Катеринчук сказал, что не даст вашему большинству работать. Сейчас он действительно отзывает свою пятерку депутатов на основании того, что они не написали заявлений о вступлении во фракцию.
– Официально заявляю, что по имеющейся у меня информации все пятеро депутатов, которые прошли по списку Катеринчука, написали соответствующие заявления. Включая даже г-на Ланового, который был в командировке во время голосования, и депутата Резника, который пришел позже. Удивлены (иронично)?
Заядлый коллекционер фигурок слоников Довгий завел себе еще одно увлечение. Завсегдатай Украинской недели моды мечтает о создании новой коллекции современной молодежной одежды с элементами украинского стиля. О ее разработке он планирует договориться с кем-то из известных дизайнеров, чтобы показать результат уже на ближайшем Fashion Week.
– Это популяризация традиций через моду. Я сам часто ношу вышиванку, и мне хотелось бы, чтобы украинские традиции уважали и другие.
Секретарь горсовета подумал уже и о том, кто продефилирует в новых нарядах от Довгого:
– Я уверен, что эту коллекцию согласятся продемонстрировать не просто модели, а авторитетные в нашей стране люди – политики, например.
Выйдет ли на подиум Черновецкий – пока неизвестно.