Какое будущее ждет Партию регионов
Бывшая партия власти за считаные дни потеряла четверть соратников
Почти 67 тыс. человек в сутки — с такой скоростью теряет членов Партия регионов, самая многочисленная и могущественная политическая сила Украины. По информации одного из основателей ПР и экс-спикера ВР Владимира Рыбака, от полуторамиллионной партии отреклись уже 400 тыс. членов.
Численность фракции в Раде сократилась с 204 до 127 депутатов, из партии выходят как рядовые партийцы, так и руководители местных организаций, особенно на западе и в центре страны.
Вину за массовый исход представители ПР возлагают на партбосса — президента Виктора Януковича, бежавшего из Киева после расстрела Майдана. "Люди шокированы поведением лидера партии, они не получили ответа ни на один свой вопрос, остались наедине с погибшими и с Майданом", — говорит Фокусу регионал Нестор Шуфрич.
Поредевшая Партия регионов перешла в оппозицию, некоторые политики предлагают ее запретить, часть бывших соратников создает новые депутатские объединения, а оставшиеся пытаются найти себе нового лидера.
Но хоронить регионалов рано — они еще могут сразиться за свой исконный электорат, сосредоточенный на юге и востоке страны. Тем более что партию не покинул один из ее ключевых игроков — самый богатый украинец Ринат Ахметов. Парадокс, но дополнительную стабильность ПР придают действия вчерашней оппозиции, которая пока отказалась от немедленных перевыборов в Раду. Да и обострять обстановку в стране запретом на деятельность регионалов политики из лагеря Майдана не рискнут.
Заложники Семьи
Процесс развала ПР начался в конце ноября 2013 года, когда после силового разгона правоохранителями евромайдана партию и фракцию покинула Инна Богословская. Затем последовали другие отказы от регио-нального членства. Эти единичные случаи переросли в лавину 20 февраля, после расстрела активистов на киевской улице Институтской. Тогда побежали все: ее формальный лидер Виктор Янукович с группой доверенных лиц, а также спикер Рыбак — из Киева, а народные депутаты — из фракции.
Сами регионалы, даже те, кто уже сложил партбилет, опасаются говорить о событиях тех дней. В лучшем случае цитируют выступление лидера фракции ПР Александра Ефремова, заявившего, что "миллионная партия фактически оказалась в заложниках одной коррумпированной Семьи".
На условиях анонимности некоторые из депутатов рассказали Фокусу, что во фракции ПР царила жесткая дисциплина, руководство не советовалось с парламентариями, а требовало безусловного послушания и "правильного" голосования. Мол, партия едва не восстала 29 января, когда Рада рассматривала законопроекты об амнистии майдановцам. Значительная часть регионалов готова была поддержать предложение оппозиции о безусловной амнистии, но Банковая настаивала на своем проекте, предусматривавшем параллельно освободить админздания. Янукович лично прибыл в парламент и на закрытом заседании фракции усмирил бунтовщиков словами: "Кто сейчас уйдет, станет моим личным врагом".
Но столкновения на Грушевского 18 февраля, попытка разгона Майдана и расстрел на Институтской кардинально изменили расклад. В итоге из ПР вышли не только рядовые парламентарии, но и многие ключевые фигуры, включая даже Антона Пригодского, человека, который много лет был серым кардиналом Януковича, а также только-только назначенного руководить Киевом Владимира Макеенко. Из важных внутрирегиональных групп верность партии сохранили лишь люди, близкие к Ахметову.
Снова в оппозиции
Выходцы из ПР сейчас оформляются в две группы, которые войдут в будущую коалицию. Одна из них уже официально зарегистрирована под названием "Экономическое развитие" и состоит из 33 человек, руководит ею Анатолий Кинах, а ключевые роли достались "налоговику" Виталию Хомутыннику и банкиру Сергею Буряку. Вторая группа собирается вокруг внефракционного депутата-бизнесмена Игоря Еремеева. Из известных депутатов туда войдут Николай Рудьковский и Владимир Литвин. Общая численность желающих к ним присоединиться уже перевалила за три десятка.
Оставшиеся в ПР о будущем своей политсилы говорят так же неохотно, как и о ее недавнем прошлом. "Партии нужна правда, нужно не бояться брать на себя ответственность, даже чужую. И нужна перезагрузка", — считает Шуфрич, надеясь, что партия восстанет из пепла.
Время на "перезагрузку" будет. Во-первых, пока им не грозят перевыборы в Раду — бывшая оппозиция решила, что они состоятся в 2017 году. Во-вторых, задачи "добить" врага у новой власти тоже нет.
"Каждый представитель Партии регионов несет ответственность за существовавшую в Украине диктатуру", — говорит Фокусу депутат от Свободы Юрий Сиротюк. Но тут же признает, что запрет ПР, как и Компартии, резко обострит и без того нестабильную ситуацию в стране.
Регионалы уже начали оживать. Ефремов, к примеру, заявил, что входить в правительство они не собираются, но готовы оказывать ему поддержку "в правильных инициативах". Миролюбивую позицию занял и Ахметов — принадлежащая ему группа СКМ распространила заявление о готовности "внедрять новую систему координат".
А еще в ПР начали решать проблему лидера. Сейчас, по данным источников Фокуса, на эту позицию рассматриваются четыре кандидата: Сергей Тигипко, Александр Ефремов, Нестор Шуфрич и бывший вице-премьер Александр Вилкул. Но решение еще не принято.
Оно появится на съезде партии, который соберут в начале марта. Планируется переизбрание руководства, пересмотр курса и выдвижение кандидата на президентские выборы, которые пройдут 25 мая этого года.
Малый вперед
Кандидат от ПР на президентских выборах, считает политолог Евгений Магда, будет иметь неплохие шансы, учитывая, что претенденты от новой власти станут играть на одном электоральном поле. Магда убежден, что ПР повторила традиционную для Украины судьбу партии власти, утратившей поддержку главы государства. Но регионалы остаются фактическими монополистами на юго-востоке страны. "У потенциальных конкурентов — коммунистов или пророссийских движений — не хватит времени и ресурсов, чтобы откусить у регионалов существенный кусок электората", — уверен эксперт.
В любом случае оппоненты не станут препятствовать появлению кандидата-регионала. "Чем больше будет кандидатов на этом фланге, тем выше шансы у новой власти", — говорит политолог Владимир Фесенко.
Партия без власти
Владимир Рыбак, один из лидеров Партии регионов, стоя на обломках этой политической силы, говорит о ее возрождении
На наших глазах Владимир Рыбак пережил самые стремительные и кардинальные перемены в своей жизни: всего за неделю спикер парламента и верный соратник президента Виктора Януковича превратился в рядового депутата разваливающейся фракции Партии регионов с перспективой ответственности за преступления против участников зимних акций протеста в столице. Победители — представители Майдана — готовы припомнить ему все, а пока Рыбак в беседе с Фокусом попытался вспомнить прошлое основанной им партии, в том числе и ошибки, приведшие ПР к печальному финалу.
Какое будущее ждет Партию регионов?
Я создавал эту партию 16 лет назад и был ее первым руководителем. Она тогда называлась Партией регионального возрождения Украины. Свою функцию, заложенную в названии, — децентрализовать управление и финансовые потоки в стране — партия до сих пор не выполнила. Сегодня многие депутаты покидают ее ряды. В 2005 году была похожая ситуация, тогда из партии ушли 50 тыс. человек. Несколько месяцев назад в ПР было около 1,5 млн членов, сегодня почти 400 тыс. ее уже покинули.
Что будете делать?
В ближайшее время мы проведем съезд. Нужно вести больше дискуссий. Ответственность за то, что случилось в Украине, легла не только на президента, силовые структуры, но и на партию. Да, партия будет не такой многочисленной, но она очистится, от нее отстанет все наносное, что прилепилось в последние годы, и партия будет возрождаться.
Сколько времени это может занять?
Для того чтобы партия очистилась, надо минимум год. Нам надо пересмотреть свои ряды, свою идеологию, опираясь на мнение людей.
Кто может стать новым лидером партии?
Пока яркий лидер не выделяется.
Это можете быть вы?
Нет, я много лет был в партии, сейчас я могу выступить скорее в роли консультанта. Надо подтягивать молодые силы. Партия сделала много ошибок, которые надо исправлять.
Будете проводить ребрендинг?
Пока сложно сказать. Главный момент, на который мы должны обратить внимание, это децентрализация управления и финансовых потоков в государстве. Также европейская интеграция, от которой мы отошли, а без европейских стандартов жить невозможно. Идут дискуссии, поживем — увидим.
Многие жители Юго-Восточной Украины, ваши избиратели, сейчас совершенно растеряны. Как будете искать к ним подход?
Надо анализировать ошибки и признавать их. Сегодня у нас есть поддержка, хоть она и стала меньше. В Юго-Восточной Украине мы, согласно социсследованиям, остаемся самой популярной политической силой. Но доверием злоупотреблять нельзя.