Остаться в тени. Как чиновники сопротивляются электронному декларированию доходов

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Чиновники и депутаты не спешат отчитываться о своих доходах по новым правилам. Фокус выяснил, кому мешает е-декларирование

Related video

Одно из ключевых условий предоставления Украине безвизового режима — запуск системы электронного декларирования — номинально выполнено: отчитаться о своем материальном положении по новым правилам чиновники могут с первого дня осени. Однако к 3 октября в электронной системе числилось лишь 2370 деклараций, тогда как всего их должны подать около 50 тыс. человек, включая президента, членов Кабмина, народных депутатов, судей, прокуроров, следователей, глав облгосадминистраций и других госслужащих. Половина срока, отведенного для подачи электронных деклараций, уже миновала, однако раскрывать информацию о своих доходах и расходах политики и чиновники не торопятся.

Без посторонних

Причина такого промедления вовсе не в безответственности. Высокопоставленные чиновники, похоже, все еще рассчитывают на то, что система электронного декларирования будет функционировать в "урезанном" варианте. И эти надежды не беспочвенны: в парламенте зарегистрировано несколько законопроектов, в случае принятия которых часть информации в электронных декларациях будет скрыта от общественности, а ответственность за предоставление недостоверных данных — смягчена.

Автор трех законопроектов, касающихся электронного декларирования, — Татьяна Донец, народный депутат от партии "Народный фронт" и замглавы Комитета по вопросам здравоохранения. Она предложила закрыть публичный онлайн-доступ к электронным декларациям, позволив открывать его частично или полностью исключительно по желанию самого декларанта.

Кроме прочего, депутат предлагает не декларировать транспортные средства — эту информацию якобы можно получить из соответствующего реестра МВД. Но на самом деле он содержит данные далеко не обо всех авто и их владельцах. Еще одно предлагаемое новшество: разрешить не декларировать машины, которыми пользуется чиновник или депутат, если они оформлены на родственников или кого-то другого, как и в случае, когда авто находится в совместной собственности. Также предлагается не рассказывать о жилье, которое использует политик или госслужащий, если оно не принадлежит ему лично. И хотя это не полный перечень изменений, предложенных Донец, его вполне достаточно для того, чтобы смысл электронного декларирования свести на нет.

Время "Ч"
С 1 сентября расширенные электронные декларации в течение 60 дней должны подать чиновники, занимающие ответственные и особо ответственные должности:
президент и премьер-министр с советниками и помощниками, члены Кабмина, заместители министров, члены Нацкомиссий и Антимонопольного комитета, председатели Фонда госимущества и НБУ и их заместители, народные депутаты, государственные служащие категории "А" и "Б", судьи, прокуроры и следователи, руководители, заместители руководителей госорганов, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины, военные должностные лица высшего офицерского состава

Показательно, что по итогам 2015 года Татьяна Донец задекларировала более 40 млн грн дохода, три дома общей площадью более 800 кв. м, пять квартир, два больших земельных участка и другую недвижимость общей площадью более 2,5 тыс. кв. м. Кроме этого, 36-летний депутат владеет тремя элитными авто — Porsche Cayenne, Jaguar и Land Rover. Учитывая то, что новые правила декларирования подразумевают подачу информации вплоть до наличных средств и дорогостоящих предметов искусства и даже гардероба, Татьяне Донец, вероятно, будет чем привлечь внимание общественности.

Впрочем, сама народный депутат разговоры о том, что предложенные ею нововведения негативно повлияют на систему электронного декларирования, называет спекуляцией, поскольку ни один из пунктов декларации, которые заполняет человек, отменен не будет. Напротив, считает Татьяна Донец, в случае принятия ее поправок процесс декларирования станет по-настоящему электронным, так как подразумевает, что многие данные будут подтягиваться из открытых реестров. Однако народный депутат при этом умалчивает, что тот же реестр недвижимости содержит данные, внесенные преимущественно после 2011 года.

Раньше в активной самостоятельной законотворческой деятельности Татьяна Донец замечена не была. По этой причине в кулуарах парламента высказывают мнение о том, что реальным лоббистом нововведений может быть вовсе не она. Как бы там ни было, из-за неожиданно громкого общественного резонанса, вызванного ее инициативами, проталкивать их принятие вряд ли будут. "Мы к этим законопроектам относимся как к личной инициативе Татьяны Донец, — говорит Леонид Емец, народный депутат от фракции "Народный фронт". — Фракция рассмотрела их и официально приняла решение не поддерживать". Несмотря на то, что коллеги Донец не поддержали, ее законопроекты, касающиеся электронного декларирования, до сих пор не отозваны.

Рады стараться

С инициативами, нивелирующими результаты работы системы электронного декларирования, выступили и депутаты Блока Петра Порошенко. Сначала Нина Южанина, глава Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, предложила ввести так называемую "нулевую декларацию". Суть идеи состоит в том, чтобы политики и чиновники задекларировали все свое имущество без подробностей о его стоимости и источниках происхождения, а также в течение 30 дней после подачи декларации оплатили 5% налога от суммы дохода, потраченного на незадекларированные ранее активы. Причем определять размер этой суммы будут сами декларанты. Инициатива уже вызвала волну недовольства в рядах общественных активистов, возмутившихся тем, что коррупционерам предлагают просто легализовать награбленное. "Законопроекты Донец и Южаниной — это седьмая и восьмая попытки убить систему электронного декларирования. Будут и другие, — уверен Виталий Шабунин, глава правления общественной организации "Центр противодействия коррупции". — Давайте представим ситуацию: у нас есть предприниматель, который всю жизнь торговал на рынке. Он пользовался наличкой. На эти деньги купил квартиру и построил дом. Нет проблем с тем, чтобы легализовать это жилье и сделать так, чтобы налоговая им не интересовалась. Проблема есть, когда судья, всю жизнь проработавший на госслужбе, построил четыре дома, а теперь эти дома легализуют и отбирают возможность его наказать. Видите разницу?"

Fullscreen

Мечта депутата. Татьяна Донец предлагает закрыть публичный онлайн-доступ к электронным декларациям (Фото: УНИАН)

У Нины Южаниной есть свое объя­снение того, почему чиновникам и политикам нужно "простить" имущество неизвестного происхождения. "Если мы не станем освобождать от ответственности, то выгода от декларирования будет нулевой. Как прятали все свои активы, так и будут прятать", — заявила она во время перепалки с представителями общественности на заседании Комитета ВР по вопросам предотвращения и противодействия коррупции. "Фракция БПП не принимала решения по нулевому декларированию, и, думаю, большинство депутатов законопроекта еще не видели, — заявила Фокусу Оксана Продан, замглавы фракции БПП. — Я категорически против нулевого декларирования, так как уверена, что заявленных целей оно не достигнет, а идею скомпрометирует".

Вслед за Южаниной внести изменения в правила электронного декларирования пытались народный депутат от фракции БПП Мустафа Найем и глава этой же фракции Игорь Грынив. Правда, оба в итоге пообещали отозвать свои инициативы: первый по причине общественного резонанса, второй — якобы после сложной беседы с президентом. Законопроектом главы фракции БПП предполагалось ограничить доступ к информации об авто чиновников и депутатов, стоимости подарков, денежных активах, одолженных третьим лицам средствах и финансовых обязательствах. Впрочем, отказ Грынива продвигать свои поправки не окончателен: по словам народного депутата, к этому вопросу он вернется после того, как убедит общественность в необходимости своих законодательных изменений.

Убить доверие

Помимо попыток изменить систему е-декларирования некоторые чиновники и депутаты всячески пытаются ее дискредитировать. В руки журналистов попали так называемые "темники", которые раздают большинству депутатов Блока Петра Порошенко. Они содержат рекомендации относительно того, как комментировать повестку дня. В одном из "темников" запуск системы электронного декларирования предлагалось связывать с активизацией преступников, а чтобы этого не про­изошло, настаивать на необходимости закрытия части данных в электронной декларации — иначе они непременно станут наводкой для грабителей. Показательно, что через некоторое время в эфире одного из телеканалов народный депутат из фракции БПП Олег Петренко заявил, что уже есть первые жертвы ограбления из-за свободного доступа к информации в электронных декларациях. Аргумент о наводке для воров так же активно тиражировал народный депутат от БПП Вадим Денисенко — тот самый, с подачи которого парламент внес скандальную поправку в Закон "О предотвращении коррупции", отсрочивающую уголовную ответственность за недостоверную информацию в электронных декларациях до 1 января 2017 года. Позже Верховная Рада это решение отменила.

Попытки подорвать доверие к системе электронного декларирования предпринимаются не только со стороны некоторых депутатов пропрезидентской политсилы

Впрочем, ни один из зарегистрированных законопроектов, в которых предлагается изменить работу электронной системы подачи и обнародования деклараций госслужащих, не предполагает точечного решения проблемы безопасности — например, скрытия подробной информации о местонахождении задекларированных объектов недвижимости.

В начале сентября в так называемых "темниках" парламентариям также советовали объяснять избирателям, что запуск электронного декларирования никак не связан с предоставлением безвизового режима. Хотя в действительности это не так. "Мы приветствовали запуск системы электронного декларирования, но будем крайне обеспокоены любыми попытками Верховной Рады ослабить ее значение, — заявил Йоханнес Хан, комиссар ЕС по вопросам расширения и политики соседства, во время ежегодного форума YES в Киеве. — Недавно были предложены некоторые поправки, которые нанесут серьезный удар по усилиям в борьбе с коррупцией. Задержки в этой сфере уже произвели негативное впечатление. Никто не должен забывать о том, что страны — члены ЕС тщательно следят за Украиной, пока принимается окончательное решение по визовой либерализации".

Попытки подорвать доверие к системе электронного декларирования предпринимаются не только со стороны некоторых депутатов пропрезидентской политсилы. К этому процессу подключились и видные представители Народного фронта. Месяц назад в системе электронного декларирования появилась фальшивая декларация одного из членов Нацагентства по вопросам предотвращения коррупции Руслана Рябошапки. Известно об этом инциденте стало благодаря Антону Геращенко, народному депутату от партии "Народный фронт", а также Ивану Виннику, депутату от Блока Петра Порошенко. "Фактически мы показали, что разработанная система электронного декларирования — это проходной двор для любого, кто захочет эту систему взломать и записать туда любую информацию без согласия владельца такой информации", — уверял тогда Геращенко.

Позже оказалось, что никакого взлома системы не было, а фальшивую декларацию Рябошапки внесли в систему с помощью действующего электронного ключа работника НАПК. Об этом сообщила Наталья Корчак, глава ведомства, отчитываясь о результатах проверки, проведенной с участием представителей общественности. Взлом системы опровергли и в донорской организации ПРООН, финансировавшей разработку системы электронного декларирования. Электронный ключ на имя Рябошапки, вероятно, получил другой человек по фальшивым документам. По итогам скандала премьер-министр Владимир Гройсман инициировал еще одну служебную проверку, однако ее результаты до сих пор не обнародованы.

До этого скандала запуск системы электронного декларирования откладывался. Накануне запланированной даты официального начала ее работы — 15 августа — программное обеспечение отказалась аттестовать Госслужба по вопросам спецсвязи и защиты информации, заявив о его неготовности. Несмотря на это, НАПК открыло доступ к системе. Тогда сама Корчак признавала, что внесенные в нее данные в случае обнаружения несоответствий нельзя будет использовать в качестве доказательств совершения коррупционных преступлений в суде. После возникшего скандала доступ к системе закрыли до 1 сентября. В Госспецсвязи поспешили заверить, что на сертификацию продукта понадобится два месяца. Но общественный резонанс "помог" чиновникам уложиться в две недели: в первый день осени прием деклараций возобновился. Несколько дней система работала с перебоями, которые время от времени возникают и сейчас. К примеру, некоторое время система электронного декларирования показывала, что несколько чиновников имеют гражданство тихоокеанского государства Республики Вануату. В НАПК проблему устранили, объяснив, что из-за технической ошибки система некорректно считывала данные.

Формально проверку образа жизни и финансово-материальных отчетов депутатов и госслужащих должно проводить НАПК. Однако в реальности штат агентства вряд ли сможет охватить вниманием десятки тысяч человек. Зато открытый доступ к декларациям позволит общественности участвовать в процессе изучения доходов и обличать тех, чей образ жизни явно не соответствует тому, что обнародовали чиновники. В противном случае факты незаконного обогащения представителей власти рискуют остаться без внимания, а значит — без уголовной ответственности. И это именно то, на что направлены, похоже, усилия некоторых представителей провластных партий, пытающихся уничтожить систему электронного декларирования в ее первоначальном виде.