По высшему градусу: крепкие напитки были и остаются топливом украинской политики

Чем бы ни закончился алкогольный скандал с Юрием Луценко, который то ли пил, то ли не пил в немецком аэропорту, крепкие напитки были и остаются топливом украинской политики

Related video

Еще с советских времен без крепких напитков не решался ни один серьезный политический вопрос. Год от года меняются только вкусы. Сейчас, как уверяют Фокус, пьют в основном коньяк. В эпоху Кучмы предпочтение отдавали виски. Говорят, моду на него в избранном кругу украинской политической элиты ввел сам Леонид Данилович. Вообще, будучи президентом, он публично признавался, что в свой законный выходной позволяет себе "по 150". "Успокаиваешься, снимаешь напряжение. И целую неделю снова воюешь" – таков рецепт от экс-президента.

А вот заместитель секретаря СНБО Дмитрий Выдрин в традиции украинского политпития узрел руку Москвы. По его версии, моду на виски привез в Украину посол России в Украине Виктор Черномырдин, а Кучма ее лишь успешно поддержал.

"Черномырдин в свое время даже "Газпром" на виски перевел, – рассказывает Фокусу Дмитрий Выдрин. – Когда я был у него на дне рождения, поднял тост за этот подвиг. Я сказал: перевести "Газпром" на виски, наверное, было сложнее, чем прокачивать 500 млрд. кубов газа через украинскую территорию. До этого и в "Газпроме", и в украинской политической номенклатуре господствовала добротная водка".

Дмитрий Выдрин констатирует, что старое поколение политиков не принимало ни одного решения без выпивки: "Все мировые союзы и договоренности скреплялись рюмкой".

– Я не раз был свидетелем того, как президент Украины, не буду называть его фамилию, приглашал ссорящихся между собой приближенных и действовал по принципу "налили, выпили, пожали друг другу руки", – говорит чиновник.

Сам же замсекретаря Совбеза предпочитает вино и в бытность народным депутатом даже хотел распространить винную традицию среди коллег, но повальной моды не вышло.

– Между оппонентами на переговорах совместное распитие алкогольных напитков, как правило, не заведено. Когда Янукович договаривается с Тимошенко или Ющенко, кроме кофе или минеральной воды ничего не пьют. А вот таких переговорщиков, как Колесников (депутат ПР. – Фокус) с Балогой (глава Секретариата президента. – Фокус), я не раз видел в разных ресторанах. И там, очевидно, соединялось приятное с полезным. Одним словом, это называется "пообедали", – делится с Фокусом познаниями о культуре политических бесед Тарас Чорновил.

– Конечно, не сам алкоголь, а атмосфера застолья, располагающая к доверительному разговору, в какой-то мере может способствовать принятию обоюдно полезных и удобных решений, – продолжает его мысль регионал Ярослав Сухой. – Хотя здесь, как и в каждом деле, есть критическая черта.

В Партии регионов вообще уверяют, что кто-кто, а они на работе ни-ни.

Тарас Чорновил, который отдает предпочтение пиву и сухому вину, вдогонку вспоминает, что в 2006 году, когда он руководил штабом Партии регионов на парламентских выборах, ему постоянно нужно было сопровождать Виктора Януковича в поездках по регионам.

– Во время расширенных обедов с руководством областей и парторганизаций, в то время как всем наливали водку, Януковича обслуживал отдельный официант и из идентичной водочной бутылки наливал ему воду. Это была Evian (дорогая минеральная вода из французских Альп. – Фокус), я это точно знаю, потому что меня тогда обслуживали те же люди. У Януковича выпивка не практиковалась. Не наливали. Когда я с утра приезжал к нему домой, вместе завтракали, пили чай, – вспоминает былые партийные времена Тарас Чорновил, у которого сейчас разошлись дорожки с руководством ПР.

На вкус и цвет
Тем не менее приличный бар есть в кабинете у каждого уважающего себя чиновника. Дорогостоящие бутыли в сотни и даже тысячи долларов – признак респектабельности в политкругах. Для нунсовца Владислава Каськива они вообще хобби. С такой же легкостью, с которой нажимает на кнопки для голосования, он перемешивает в микшере алкогольные напитки за барной стойкой ночного клуба. Вот у него, несмотря на нестандартное для госчиновника пристрастие, в кабинете мини-бара нет.

– Не думаю, что и дома у меня серьезный бар. Парадокс в том, что он только пополняется, но не пустеет, – смеется Каськив – Привожу из разных стран какие-нибудь экзотические трофеи. На Кубе посчастливилось купить элитный местный ром. Если бываю в Перу, привожу писко, из Бразилии – кашаса. Кстати, традиционные напитки, которые стоит коллекционировать, как правило, дешевые. Это то же самое, как в России водка.

Глава Госкомрезерва Михаил Поживанов, несмотря на то, что не заметил в политике алкогольной традиции и "никогда в жизни не решал ничего с помощью выпивки", признался Фокусу, что на дни рождения ему дарят "ту или иную бутылку".

Экс-вице-премьер и ценитель всего изысканного регионал Дмитрий Табачник в своем кабинете имеет достойный бар. Выдержанный грузинский коньяк можно всегда найти в кабинете самооборонщика Давида Жвании.

А у их коллег регионала Дмитрия Святаша и бютовца Александра Фельдмана имеются собственные коллекции марочных вин из лучших европейских погребов. Собирает коллекционное крымское вино и регионал Ярослав Сухой.

– У меня бара нет, но есть коллекция вин, таких как "Массандра" и "Коктебель". Вино ведь дает веселье, радостное настроение и душевный подъем, а после водки наступает раздражительность и бог весть что, – сравнивает народный депутат.

Говорят, что пристрастия украинского политбомонда к спиртному существенно разнятся в зависимости от места службы. Любимый напиток в МИДе – упомянутый уже виски, в силовых и правоохранительных структурах – классическая водка, у народных депутатов – коньяк.

50 граммов "Карпатского" в буфете Верховной Рады стоят всего 6 грн. Его можно приобрести в чистом виде или добавить в кофе, о чем предварительно поинтересуются улыбчивые парламентские буфетчицы. Любителям коньяка не надо объяснять, что в среднестатистическом заведении в центре Киева по такой цене напиток не найдешь.

В парламентском буфете, славящемся низкими ценами, весьма неплохой выбор крепких напитков. Они аккуратно выставлены на полочках – от заурядного "Карпатского" коньяка стоимостью до 50 грн. за бутылку до классического Hennessy по цене в пределах 500 грн. Парламентские журналисты знают: народные избранники и их помощники нередко позволяют себе в перерывах между скучными заседаниями заправиться для бодрости или, наоборот – чтобы как следует расслабиться, особенно после блокирования трибуны.