Цена президентства. Сколько стоит кандидатам в президенты выборная кампания
Эволюция предвыборных технологий ведет к удорожанию выборов. Фокус выяснил стоимость избирательных кампаний кандидатов и то, на что они тратят деньги
Нынче бюджет избирательной кампании кандидата в президенты, по подсчетам экспертов, оценивается в $100—150 млн. Эта сумма с большой долей вероятности гарантирует ему попадание в пятерку лидеров гонки. Тем, кто участвует в выборах лишь для повышения своей узнаваемости, достаточно $20—50 млн.
"Золотой" эфир
Как и на прошлых выборах, наиболее весомая статья расходов приходится на телевизионную рекламу, поскольку голубой экран по-прежнему остается самым эффективным каналом продвижения политического "товара". "Чтобы донести свою позицию через телевидение, кандидаты тратят на это около трети своего бюджета, — говорит Игорь Попов, народный депутат, много лет руководивший Комитетом избирателей Украины. — Кандидаты практикуют как легальную оплату прямой телерекламы из избирательного фонда, так и скрытые проплаты за лояльность на телешоу и в новостях".
Из наиболее рейтинговых телеканалов, вещающих на территорию всей страны, самый дорогой эфир у ТРК "Украина". Секунда политической рекламы в прайм-тайм с 18:00 до 19:00 здесь стоит 5658 грн. То есть показ минутного ролика на телеканале Рината Ахметова обойдется кандидату в президенты почти в 340 тыс. грн. На "Интере" такой же ролик покажут за 162,9 тыс. грн, на СТБ — за 88,7 тыс. грн. Несмотря на то что не все кандидаты используют телевидение в качестве основного инструмента предвыборной борьбы, для большинства основных участников избирательной гонки затраты на телеэфир составят от 0,9 млн до 1,8 млрд грн.
"Работа" с избирателями
Второй по степени затратности остается статья под условным названием "гречка". "Нынешняя кампания отличается от предыдущей снижением расходов на подготовку персонала кампании, работу "в полях", а также печатные СМИ и радио. При этом растет удельный вес затрат на подкуп избирателей", — утверждает политтехнолог Андрей Золотарев.
Кандидаты не устают осуждать такой метод ведения избирательной кампании, а действующий президент Петр Порошенко призывает даже ужесточить ответственность за любые попытки подкупа избирателей. Но по факту, как и раньше, эта технология остается одной из самых эффективных, потому и не теряет актуальности.
1–2 тыс. грн будет стоить, по оценкам политологов, один голос избирателя для кандидата, который решится на подкуп электората
Тенденции нынешней президентской гонки показывают, что народ предпочитает получать не пакет с определенным ассортиментом продуктов, а деньги. С одной стороны, такая схема выглядит даже проще для самого кандидата и его штаба. Выдавая избирателю на руки ту же суму, которую можно было потратить на продовольственный паек, кандидат экономит на логистике, расфасовке и даже печати раздаточных материалов, являющихся неотъемлемым атрибутом подкупных пакетов. С другой — деньги, полученные от кандидата, расходуются потенциальным избирателем значительно быстрее, соответственно, эффективность такого подкупа снижается. "По словам тех, кто этим занимается, голос одного избирателя стоит от 1 тыс. грн до 2 тыс. грн, — говорит политолог Владимир Фесенко. — Это деньги, которые получит он сам, а также организаторы подкупа и полицейские, которые закроют глаза на происходящее".
Опытные технологи, участвовавшие во многих президентских кампаниях, говорят, что для достижения желаемого результата в схеме подкупа необходимо задействовать 1–3 млн избирателей по всей стране. Только так можно повлиять на изменение рейтингов кандидатов. Траты на подкуп избирателей в этом случае составляют 1–2 млрд грн.
Избирательные участки
Сколь эффективной ни была бы предвыборная кампания, сама по себе она бессмысленна без системы защиты голосов в день выборов. Поэтому еще один объект финансовых вливаний — избирательные участки. Кандидаты в обязательном порядке тратятся на членов комиссий, представляющих их интересы. Оплачивают они также работу наблюдателей, следящих за правильным подсчетом голосов и сохранением результатов в процессе передачи бюллетеней в окружную избирательную комиссию, а оттуда — в Центризбирком.
По информации самой ЦИК, на предстоящих президентских выборах в Украине создадут более 32 тыс. избирательных участков. Никто из кандидатов не собирается оплачивать деятельность членов комиссии и наблюдателей на каждом из них, поскольку тогда сумма окажется космической даже для лидеров рейтингов. Но частично работу членов избиркомов кандидаты все же оплатят.
У каждого из них есть несколько регионов, в которых сосредоточен основной электорат. Условно регионы делятся на запад, центр, север и юго-восток. Штаб кандидата определяет самые важные округи или даже избирательные участки, на которых сосредотачивает основное внимание, а также выделяет наибольшую часть ресурсов. Остальные регионы называются фоновыми, они не имеют стратегической важности, деньги на них не расходуются.
Она не первая. Несмотря на впечатление о том, что больше всего наружной рекламы у Юлии Тимошенко, по количеству бордов с ее изображением лидер "Батькивщины" на втором месте (Фото: Getty Images)
Что же касается стратегически важных регионов, то на них работа одного члена комиссии или наблюдателя оценивается примерно в $100–200. При условии, что штаб кандидата выделит бюджет на финансирование, скажем, половины участков, на каждом из которых будет работать как минимум по два "заинтересованных" человека, на эти траты понадобится от $3 млн до $6 млн. В случае выхода кандидата во второй тур расходы на "своих" людей на участках возрастают минимум вдвое.
Вездесущая "наружка"
В обществе бытует мнение, будто наружная реклама обходится тем, кто красуется на билбордах, очень дорого. Но это не так. К примеру, в столице, по разным данным, насчитывается около 16–18 тыс. единиц носителей наружной рекламы, из которых 40% заняты политической рекламой, то есть около 7 тыс. площадей. Получается, что не так и много для нынешнего числа кандидатов в президенты.
Согласно полученной Фокусом конфиденциальной информации из некоторых штабов, несмотря на определенный стереотип, сложившийся в последнее время относительно слишком активного размещения наружной рекламы штабом Юлии Тимошенко, фаворит в этом плане — команда действующего президента. У нее по всей территории Украины забронировано около 5 тыс. бордов формата "3 х 6". Штаб Тимошенко лишь на втором месте — около 3 тыс. рекламных щитов. В тройку лидеров входит также Сергей Тарута. По имеющейся информации, в распоряжении его штаба 1,2 тыс. бордов по всей стране. Впрочем, обилие наружной рекламы не помогло бизнесмену достичь сколь-либо значимой электоральной поддержки.
Схожие результаты демонстрирует и региональный разрез. Как следует из результатов мониторинга, проведенного гражданской сетью ОПОРА, реклама Петра Порошенко развешена во всех 25 регионах страны. Юлия Тимошенко, Олег Ляшко и Анатолий Гриценко разместили билборды в 24 областях. Политическая реклама Владимира Зеленского присутствует в 22 регионах, Юрия Бойко – в 15, Александра Вилкула – в 12.
Наружная реклама зачастую появляется за несколько месяцев до старта самой кампании — соответственно, в течение длительного срока требует больших финансовых вложений. К примеру, Юлия Тимошенко и Сергей Тарута активно использовать "наружку" начали еще в начале лета 2018 года. Значит, траты на это дело рассчитывались не на два-три месяца, а на срок от полугода.
Инфографика: Леонид Лукашенко
В среднем стоимость размещения политической рекламы на одном борде в течение месяца составляет $300–400, что примерно в два раза больше, чем для коммерческой рекламы.
Приблизительный бюджет на наружную рекламу для кандидата в президенты (основываясь на сроке пять месяцев и 1,5 тыс. бордов по всей стране) составляет $2–3 млн. В качестве бонуса кандидатам рекламные компании, предоставляющие площади, дают возможность штабам переклеивать борды каждые десять дней. Соответственно свои фотографии и лозунги кандидаты в президенты могут менять довольно часто.
Бездонный штаб
Еще одной затратной частью кампании остается содержание штаба и финансирование его деятельности. Эта строка расходов самая сложная для расчетов, поскольку зачастую ни сам кандидат, ни его ближайшие помощники до последнего не знают, на сколько она затянет. Формирование каждого штаба происходит индивидуально, а его численность зависит от количества технологов, консультантов, офисных разнорабочих, агитаторов и других сотрудников, задействованных в кампании.
Согласно средним расценкам на украинском рынке, технологи и консультанты, имеющие авторитет и значительный опыт в проведении избирательных кампаний "под ключ", свою долю в организации работы на президентских выборах исчисляют суммой $200–500 тыс.
Отдельная строка расходов — трата на лоббирование интересов кандидата на международной арене или налаживание отношений с региональными элитами и группами влияния. Обычно такие затраты проходят мимо штаба, а информация о них доступна лишь для самого близкого окружения кандидата.
Важная составляющая успеха на выборах — это исследования электоральных предпочтений и составление портрета среднестатистического избирателя. С этого, собственно говоря, и начинается работа любого штаба, отмечает политолог Алексей Якубин. "Собрать электоральную карту страны, провести исследования по регионам, определить приоритетные темы, с которыми кандидат может обращаться к избирателям, — все это важнейшие компоненты удачной кампании", — говорит он.
В целом примерный бюджет избирательной кампании любого кандидата будет зависеть от его активности на телеэкранах, количества скупаемых им голосов, числа "своих" людей на избирательных участках, масштабов наружной рекламы, а также уровня оплаты труда сотрудников штаба, занимающихся реализацией принятой стратегии.