Тонкие красные линии. Во что Украине обойдется мир имени Зеленского
Что такое "формула Штайнмайера", можно ли считать сдвиг в переговорах о Донбассе началом капитуляции и нужен ли нам мир такой ценой? Фокус собрал мнения экспертов, политиков и лидеров общественного мнения из соцсетей.
Новость о том, что Леонид Кучма подписал "формулу Штайнмайера", первыми опубликовали российские СМИ. Украинцы, теоретически, пребывали в неведении. Однако в 19:00 1 октября президент Украины дал брифинг. Короткий, на одиннадцать минут.
Он подтвердил, что представитель Украины, — а это был Леонид Кучма, — подписал "формулу Штайнмайера" на заседании Трехсторонней контактной группы по урегулированию ситуации на Донбассе. Однако позже появилась информация от спецпредставителя ОБСЕ Мартина Сайдика, что трехсторонняя контактная группа в Минске закрепила "формулу Штайнмайера" письмами, а не единым документом. И под каждым письмом стоят подписи авторов.
"Мы ответили на письмо господина Сайдика (спецпредставитель ОБСЕ на переговорах в Минске), что мы согласовываем текст "формулы Штайнмайера", – заявил Зеленский.
ВажноОн сообщил, что "формула" будет имплементирована в новый закон об особом статусе Донбасса, который разработает парламент.
Также он заверил, что в этом новом законе "не будет перейдена ни одна красная линия. Поэтому нет и не будет никогда никакой капитуляции".
По его словам, "формула" — это всего лишь несколько предложений. Он рассказал, что закон об особом статусе Донбасса вступит в силу после проведения выборов на основе Конституции Украины и украинского законодательства и после получения выводов ОБСЕ, что голосование соответствовало демократическим стандартам. По его словам, ни о каких "выборах под дулами автоматов" речь не идет.
Надо напомнить, что "формула" касается выполнения одного из пунктов минских договоренностей – а именно, вступления в силу особого статуса для ОРДЛО. Ее в конце 2015 года предложил тогдашний глава министерства иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, который сейчас занимает пост президента ФРГ. Формулу обсуждали год, но на бумаге ее так и не зафиксировали.
Интересно, но в команде Зеленского утверждают, что действующий на тот момент президент Петр Порошенко ее согласовал. Порошенко это отрицает.
Разговоры о "формуле" возобновились с новой силой уже при президенте Зеленском. Особенно в ходе к подготовки новой встречи в нормандском формате. В РФ ее подписание называли главным условием для встречи лидеров Украины, России, Франции и Германии. Текст "формулы" согласовали на встрече советников лидеров стран 2 сентября, что публично подтвердил министр иностранных дел Вадим Пристайко.
Текст документа официально не публиковали, но сегодня его разместил экс-представитель Украины в политической подгруппе ТКГ Роман Безсмертный.
Некоторые пытаются анализировать происходящее с "холодной головой", предполагая, насколько дорого обойдется Украине подписание "формулы Штанмайера" при самых неблагоприятных обстоятельствах. Например, таких, что РФ еще ни разу не выполнила обязательства, а значит, нет никаких гарантий, что она выполнит их и сейчас.
С разъяснением, почему подписание "формулы" это плохо, и как произошла "подмена понятий", выступила и ряд партий. Так, "Европейская солидарность" записала сообщение, в котором поясняет, что сначала должно быть решение по безопасности, а потом уже решения по политике, иначе это и правда путь к капитуляции.
Партия "Голос" Святослава Вакарчука пошла дальше и потребовала закрытого заседания парламента, на котором президент должен уделить депутатам больше, чем 11 минут и пояснить, что именно было подписано и на какие уступки он готов пойти.
С похожим заявлением выступила и лидер партии "Батькивщина" Юлия Тимошенко. Но пока ни сам президент, ни кто либо из Зе-команды не отозвался на призывы объяснится. Стоит отметить, что пока пока единственные, кто поддержал подписание формулы — политическая партия "Оппозиционная платформа - за жизнь".
Кроме этого, в соцсетях интересуются, кто такой Кучма и почему, собственно, он что-либо подписывал. И какое он имел на это право. Да, все знают, что он поехал в Минск не по собственной инициативе, а как представитель президента, но часть наблюдателей оценили его поступок как госизмену, не меньше.
Те, кто входил в ТКГ, высказались еще более резко. Роман Безсмертный считает, что подписание ведет только к войне и Украина имеет все шансы получить "второе Приднестровье" на своей территории.
А Ольга Айвазовская утвердлает, что нужна конкретика. Так как само по себе подписание "формулы" не является капитуляцией, однако на брифинге президента не прозвучало ничего успокаивающего и не была озвучена информация о пресловутых "красных линиях", которые не должны быть перейдены.
Само собой, в соцсетях уже был озвучен апокалиптический сценарий, по которому ничего хорошего Украину не ждет и пора готовиться к военному противостоянию не на Донбассе, а уже под своими дверями.
Впрочем есть и те, кто "зрады" и капитуляции не видит, а скорей наблюдают некий очередной шаг на политической арене.
А тем временем в правительственном квартале уже начали собираться люди. ВО "Свобода" и Национальный корпус протестуют против "формулы Штайнмайера" под Офисом президента. "Мы требуем объяснений от президента Зеленского – что и на каких условиях было подписано от имени Украины", – сообщает Нацкорпус в своем Telegram-канале. Другая группа недовольных подписанием "формулы" собирается на Майдане.