Несчастье в деньгах: будущие кандидаты в президенты хотят сэкономить на избирательных кампаниях
Лето пройдет без предвыборной агитации: политсилы еще не начали президентскую кампанию, но уже экономят
Кто-кто, а пиарщица Татьяна Николаева, услышав о несостоявшейся коалиции ПР и БЮТ, обрадовалась: ведь обе силы тут же заявили о формировании предвыборных штабов. Но очень быстро Татьяна поняла, что в эту избирательную кампанию, в отличие от прошлых, на машину заработать не удастся. "Денег у партий нет", – жалуется она в разговоре с Фокусом.
По отработанной схеме женщина обратилась к одному из политтехнологов, сотрудничающих с PR-службой БЮТ, в надежде устроиться в предвыборный штаб. Но безотказно действовавшие раньше принципы штабной работы, предусматривавшие мгновенное расширение штата при первом же упоминании о выборах, теперь дают сбой.
– Мои знакомые, которые на постоянной основе работают в главном офисе БЮТ, говорят, что на новеньких в этот раз сэкономят. Основная нагрузка ляжет на штатных сотрудников пресс-центров, причем за те же деньги, – говорит Татьяна Николаева. – Если в прошлом году им доплачивали по 1500–1700 долларов, то в этом году сверхурочное время будет оплачиваться согласно штатному окладу. Дополнительную рабочую силу намерены привлекать не раньше сентября.
Другая собеседница Фокуса, наслушавшись рассказов о том, как щедры олигархи всех мастей к новому кандидату Арсению Яценюку, предложила одному из его региональных штабов (в Днепропетровске) свои услуги – естественно, в обмен на щедрую штабную зарплату.
"После собеседования мне предложили поработать бесплатно. Вы же, мол, верите в нашего кандидата? Вот и поработайте пока за идею, а зарплата будет через пару месяцев", – рассказывает она.
Причем, как утверждают осведомленные источники, деньги в штабе самого молодого кандидата в президенты как раз водятся, но их тратят пока не на сотрудников, а на сбор информации о соискателях: согласно установке, претенденты на сотрудничество с Яценюком не должны быть запятнаны работой на другие политсилы.
Еще один пиарщик, работавший в прошлые выборы на одну нынче непарламентскую политсилу, рассказывает, что на днях получил от ее лидера предложение потрудиться и в этот раз (у партии будет свой кандидат в президенты). На вопрос специалиста о деньгах ему напомнили о "моральном долге перед партией".
И, конечно же, никто из тех, кто рассчитывает на зарплату, и не думает пытать счастья в "Нашей Украине". Когда сдавалась эта статья, судебные приставы как раз описывали имущество крымского штаба "НУ" – региональная структура задолжала 100 тыс. грн. Пенсионному фонду и 1,5 млн. грн. сотрудникам. Примерно такая же ситуация наблюдается и в других штабах партии Ющенко.
Осенний марафон
В Блоке Тимошенко только на этой неделе собирались провести первое совещание (во главе с неизменным руководителем медиакампаний блока нардепом Александром Абдуллиным) на тему финансовых и организационных вопросов предстоящей избирательной кампании.
"А что вы хотите? Все серьезно надеялись на коалицию с ПР, можно сказать, до последнего верили. До окончания переговоров штабами никто не занимался, и они сейчас в абсолютно развороченном состоянии. Придется с нуля собирать. О деньгах и речи пока нет", – не скрывая раздражения, рассказывает Фокусу один из бютовцев.
Его коллега из Партии регионов почти так же характеризует положение дел в собственной политсиле. По его словам, назначение Николая Азарова начальником штаба кандидата в президенты Виктора Януковича – ход не политический, а скорее психологический: "Азаров – генерал без армии: набирать людей и финансировать кампанию еще никто не начинал".
– Партия пока вообще без денег. В центральном офисе были? Там стоит запах вокзального туалета! – так иллюстрирует запустение в этой политсиле один из партийцев, покинувших в последнее время ряды регионалов.
Фокус побывал в особняке на Липской – никакого запаха, конечно, не заметил. Все-таки у ПР есть деньги на санитарию, возможно, правда, только для центрального штаба. Как нам стало известно, восточные штабы регионалов, равно как и крымские, скорее всего, останутся без центрального финансирования. Им придется вытягивать кампанию на средства местных бизнесменов, связанных с партией.
– Если на прошлых президентских выборах было потрачено по миллиарду долларов с той и другой стороны, то сейчас вполне можно обойтись и 100 миллионами, – рассуждает нунсовец Сергей Василенко, руководивший на прошлых парламентских выборах крымским штабом "Нашей Украины".
Такую возможную экономию он обосновывает тем, что ПР и БЮТ на этот раз предстоит раскручивать кандидатов уже не по всей стране, а в "своих" регионах: "Они – уже сложившиеся бренды, значит, бросить силы надо только на проблемные точки, да и то попозже, ближе к голосованию, чтобы наверняка".
На "попозже" ориентируются, очевидно, во всех штабах. Как рассказали Фокусу в ПР и БЮТ, установка там пока следующая: летом – никакой агитации и специальных, требующих затрат, акций, кроме планового общения с прессой. Все активные действия – только с осени. На осень же переадресовывают и тех, кто хочет работать (и заработать) на избирательной кампании, – местные ячейки развернутся не раньше.
Бедные богатые
Причина столь незавидного положения штабистов всех сил общая: у привычных спонсоров из числа участников рейтинга самых богатых, как ни странно это прозвучит, критически не хватает свободных, не вложенных во что-либо денег. Состояние большей части богатейших украинцев составляют сейчас активы, а не удобный для вложений "кэш".
"Заметьте, что в штабе Партии регионов за региональную работу на этот раз будет отвечать Сергей Левочкин, а не Андрей Клюев, как раньше (это Клюев, например, организовывал акции протеста для ПР в марте этого года на майдане Независимости). Все просто: сейчас у Клюева денег нет. А вот у Фирташа свободный капитал все-таки имеется. Теперь Левочкин (его считают близким к Фирташу. – Фокус) будет организовывать всю региональную агитацию, турне лидера, подвоз людей на митинги и так далее. Как вы думаете, кто за это будет платить?" – задает риторический вопрос один из собеседников Фокуса.
По словам источников Фокуса, сейчас неплохим запасом живых денег, которые не нужно вынимать из активов и можно безболезненно выбросить на кампанию, обладают, кроме Фирташа, Виктор Пинчук, Игорь Коломойский и, что особенно любопытно, столичный мэр Леонид Черновецкий, официальный, как он сам говорит, миллиардер еще с прошлого года (после продажи своего банка "Правэкс").
По данным Фокуса, сейчас материальной поддержки со стороны Леонида Черновецкого добивается БЮТ – именно с этим якобы связана очередная волна "античерновецкой" кампании, развернутой в Киеве сторонниками Тимошенко.
Частями ли, оптом ли, но именно этим людям все-таки придется наскрести для своих кандидатов по крайней мере по $36 млн. – это тот минимум, который, по усредненным подсчетам, потребуется каждому претенденту на кандидатское кресло. Причем деньги эти нужны не на штабной персонал или пускание пыли в глаза избирателям, а на сам день выборов: чтобы расставить своих, положенных законом представителей по всем 36 тысячам избирательных участков в Украине. "В среднем на тысяче участков во время выборов работает до 5 тысяч представителей кандидата (включая членов комиссий и наблюдателей). При средней единовременной зарплате в 200 долларов только для того, чтобы укомплектовать эти участки своими людьми, нужно потратить около миллиона долларов", – рассказывает нам один из бывших членов комиссии.
И это уже та статья расходов, на которой сэкономить не удастся.
Родина им поможет
В тяжкое время экономического кризиса олигархи и политики поменялись местами. Теперь государство вынуждено и главное – может помочь крупному бизнесу материально.
В его силах, например:
• Организовать выгодный тендер
К примеру, ООО "Азовинтекс", владеющее частью уставного фонда Индустриального союза Донбасса близких к Тимошенко бизнесменов Виталия Гайдука и Сергея Таруты стало единственным исполнителем работ по реконструкции аэродромной части аэропорта "Львов".
• Посодействовать законодательно (дать льготы, ослабить налоги или надавить ими на конкурентов подзащитного бизнесмена).
Утвержденная Радой 13-процентная надбавка на ввоз в Украину импортных авто на руку отечественным автомагнатам, таким как бютовец Тариэл Васадзе (корпорация "УкАВТО"), регионал Дмитрий Святаш (корпорация "АИС"), Петр Порошенко (корпорация "Богдан").
• Заработать для олигархов денег – например, за рубежом
Продав в Японии украинские квоты на выброс углекислого газа, правительство Тимошенко теперь распределяет их между предприятиями. Получить эти деньги изъявили желание более 300 компаний, в основном донецких. В их числе шахта им. Засядько, принадлежащая регионалу Ефиму Звягильскому.
• Дать денег в виде госпомощи – льготные кредиты от госбанков выделялись в последнее время некоторым строительным компаниям. В то же время частные банки получают помощь от Нацбанка. Громкий скандал в конце прошлого года подняла Юлия Тимошенко, обвинив НБУ как раз в излишнем госфинансировании банка "Надра", связанного с Дмитрием Фирташем.
• Просто закрыть глаза на нарушения (неуплату налогов и сборов, прочие злоупотребления) – и, таким образом, дать крупному бизнесу возможность выжить.
Наталья Бублий, Сергей Высоцкий