Нам бы в небо. Чем заменить устаревшие МиГ-29, чтобы сделать ВВС Украины боеспособными
Немаловажный вопрос — чем придется расплачиваться за апгрейд, говорит обозреватель The National Interest, чью публикацию перевел Фокус.
Украинские ВВС находятся в тяжелом положении. После распада СССР они не получили ни единого нового самолета — а наращивание группировки российских войск в Крыму указывает на то, что эскалация военного конфликта Украины с более сильным соседом вполне возможна. Не забудем, что в 2014 году в ходе боевых действий украинские самолеты понесли тяжелые потери от российских систем ЗРК.
Франция спешит на помощь
В мае 2020 года Киев объявил, что намерен в ближайшие 15 лет потратить на обновление военно-воздушных сил более 7,5 млрд долларов, закупив от 36 до 42 современных многоцелевых истребителей. Франция полагает, что ее истребитель поколения 4+ "Рафаль" (фр. Dassault Rafale — "Шквал") как раз подойдет для этой миссии. И она даже готова предоставить финансовую помощь, если Киев решится на такой шаг.
Есть вероятность, что президент Франции Эммануэль Макрон будет лично рекомендовать "Рафали" во время визита в Украину, который планируется этим летом. В таком случае Киев станет в большей степени зависим от поддержки Франции. Особенно учитывая предстоящий уход с поста канцлера Германии Ангелы Меркель.
Модернизация устаревшего авиапарка Украины — это неизбежный и долговременный проект. Озвученные планы предусматривают приобретение в 2023-2025 годах 6-12 самолетов "для общего ознакомления" и еще 30 самолетов с 2025 по 2030-й. Они придут на смену украинским истребителям малой дальности МиГ-29.
Кроме того, Украина намерена потратить 1,43 млрд долларов на приобретение новых транспортных самолетов, которые поступят на вооружение в 2027-2035 годах; 1,25 млрд долларов на ремонт и модернизацию учебных самолетов Л-39 и 1,79 млрд на оснащение четырех полков новыми комплексами ЗРК средней дальности.
Продать самолеты, а попутно — притормозить Китай
"Рафаль" стал фаворитом весьма неожиданно, так как он дороже американских истребителей и шведских самолетов "Грипен", которые тоже рассматриваются как альтернатива устаревшим МиГам. Но Париж с оптимизмом говорит, что готов даже выдать Киеву кредит на оплату до 85% стоимости самолетов (1,5 млрд евро на эти цели уже отложено), лишь бы только заключить сделку.
При этом Франция напоминает, что схема эта вполне рабочая: ее уже применили при продаже Украине 55 вертолетов компании Airbus на сумму 551 миллион евро.
И Париж, и Вашингтон так щедры в отношении Киева, отмечает автор публикации, поскольку приобретение истребители происходит в рамках долгосрочной игры: помешать Китаю купить "Мотор Сич", украинское предприятие по производству двигателей.
Китайским компаниям не удается производить высококачественные турбореактивные двигатели для своих истребителей. Технологии "Мотор Сич" помогли бы Китаю преодолеть существующие технологические проблемы.
ВажноНачало было положено, когда китайский магнат Ван Цзин приобрел 56-76% акций компании. Однако Украина под давлением Вашингтона национализировала "Мотор Сич". Теперь ходят слухи, что предприятие планирует приобрести французская моторостроительная фирма Safran, и тогда Китай навсегда лишится возможности стать владельцем этого производства.
Есть и еще одна причина, по которой непременным условием модернизации является щедрая зарубежная помощь. Годовой бюджет украинских ВВС составляет всего 300 млн долларов. Этих денег хватит на покупку трех "Рафалей". И налет у украинских летчиков может составить всего несколько часов в год.
Почему "Байрактары" могут оказаться предпочтительнее самолетов
Даже если модернизация в украинских ВВС будет проведена успешно, пройдут долгие годы, прежде чем Украина сможет использовать свои новые самолеты. Но критики сомневаются в целесообразности обновления ВВС Украины не только из-за больших затрат. Еще одна причина состоит в том, что Россия продемонстрировала свою способность эффективно противодействовать пилотируемой авиации противника. Эксперт по военной авиации Том Купер рассказал Forbes:
"Чтобы создать в Украине классические военно-воздушные силы… потребуется полностью перестроить местную инфраструктуру материально-технического обеспечения, заново обучить весь личный состав, вырастить совершенно новое поколение летчиков с самого низа и доверху, включая командование. А затем уйдут годы на поставку самолетов. И даже тогда эти самолеты надо будет приводить в соответствие с современными технологиями, оснащать их современным оружием и системами связи, а затем готовить летный и технический состав".
И даже в этом случае российская авиация будет серьезно превосходить украинские ВВС, которые будут уязвимы перед ракетным вооружением россиян. Для укрепления Вооруженных Сил Украины в ближайшей перспективе целесообразнее вкладывать деньги в более дешевые БПЛА и сухопутную составляющую войск, полагает автор публикации.
Украина уже реализует планы по принятию на вооружение 48 боевых БПЛА "Байрактар ТБ-2", которые она покупает у Турции. "Байрактары" тоже недешевы, но они все равно намного доступнее пилотируемых самолетов как при покупке, так и в эксплуатации. Они неоднократно демонстрировали свою эффективность в борьбе с российскими средствами ПВО. Кроме того, беспилотниками легче пожертвовать, чем пилотируемыми самолетами, а поэтому они более практичны и пригодны для применения.
Конечно, если Украине удастся избежать интенсивных боевых действий с Россией, она захочет перестроить свои ВВС, пока у нее еще есть опытные пилоты и персонал.
Перестройка украинских ВВС
По данным интернет-портала Flight Global, по состоянию на 2021 год в ВВС Украины состоят 26 многоцелевых истребителей большой дальности Су-27 и 16 истребителей малой дальности МиГ-29. Еще 13 штурмовиков Су-25 и 12 сверхзвуковых бомбардировщиков Су-24.
Звучит серьезно, но после распада СССР украинские боевые самолеты почти не модернизировали, из-за чего сегодня они слабо защищены от современных систем ЗРК.
В 2014 году Украина поначалу активно задействовала свою боевую авиацию в боях с пророссийскими боевиками на востоке Украины. Москва поставляла им ЗРК малой и средней дальности, а с августа и сама вступила в боевые действия. Зенитно-ракетные комплексы и российские истребители уничтожили пять украинских Су-25, два МиГ-29 и один Су-24, а также два транспортных и разведывательных самолета, после чего Киев отказался от применения авиации в ходе боевых действий.
Украина вряд ли будет закупать боевые самолеты у России, а поэтому Киеву придется рассматривать более дорогие западные образцы авиационной техники. Ей понадобятся не просто доступные по цене истребители, но и те, которые смогут противостоять вражеским ПВО. Ей также понадобятся самолеты большой дальности для защиты границы, потому что базироваться такая техника будет в глубине страны.
У двухмоторного "Рафаля" имеется мощная система радиоэлектронной борьбы SPECTRA и компактная РЛС с поперечным сечением 1 кв.м. Французские военные посчитали, что такого сочетания достаточно для преодоления "Рафалями" систем ПВО советской эпохи в Ливии. "Рафаль" также весьма маневрен и может использовать для взлета и посадки неровные ВПП.
F-15 и новый ленд-лиз
Украинцы могут также присмотреться и к истребителям из США. Вашингтон обладает большим политическим влиянием на Украину и уже поставляет ВСУ военную технику, а также занимается боевой подготовкой личного состава. Кроме того, американские системы типа ракет AIM-120 или корректируемые бомбы JDAM дешевле и намного разнообразнее по своим характеристикам, чем французское оружие.
Стивен Блэнк в статье для Атлантического совета призывает Вашингтон для сдерживания России передать из своего резерва Украине истребители F-15 или F-16C, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения Е-2 и самолеты-заправщики KC-135, сделав это в рамках программы своеобразного ленд-лиза.
Но старые самолеты сложнее обслуживать, да и политической воли передать самолеты бесплатно (усилив тем самым напряженность в отношениях с Россией) пока не заметно. Кроме того, даже если самолеты будут переданы бесплатно, на чем настаивает Блэнк, призывающий передать Украине 100 машин, Киев все равно не сможет их эксплуатировать.
"Экономичным выбором" для Украины остается одномоторный истребитель F-16, последняя модель которого была существенно модернизирована. Но этот самолет не очень хорошо защищен от систем ЗРК. Для этого у него имеется только крылатая ракета JASSM, запускаемая вне досягаемости активных средств противовоздушной обороны противника.
В отличие от F-16, у "Супер Хорнета FA-18E/F", как и у "Рафаля", уменьшенная эффективная поверхность рассеяния. Кроме того, имеется версия этого самолета EA-18 "Гроулер" для ведения радиоэлектронной борьбы, предназначенная специально для противодействия средствам ПВО.
Командование украинских ВВС может также заинтересоваться самолетом компании "Боинг" F-15EX, который имеет большую скорость, дальность полета и боевую нагрузку. По этой причине он может заменить ударный самолет Су-24. Однако F-15 все-таки заметен на российских радарах и весьма дорог в обслуживании.
Наконец, Украине может понравиться самолет шведской фирмы Saab "Грипен-Е", потому что он дешев в эксплуатации, имеет сниженную эффективную отражающую поверхность и мощные средства РЭБ. Однако у Швеции, в отличие от Франции и США, нет дипломатических и финансовых возможностей, чтобы сделать такую сделку реальной.
Краткие выводы
В целом, у Киева на Западе богатый выбор истребителей поколения 4+. Но самое трудное для него — решить, оптимально ли тратить на это свои ограниченные финансовые ресурсы в условиях сохраняющейся военной напряженности с Россией.
Об авторе.
Себастьен Роблин пишет о технических, исторических и политических аспектах международной безопасности и конфликтов для таких изданий, как The National Interest, NBC News, Forbes.com и War is Boring. Он имеет степень магистра Джорджтаунского университета и служил в Корпусе мира в Китае.