Климатические игры. Каким будет вклад Украины в улучшение экологии в Европе

Фото: Getty Images

В рамках Парижского климатического соглашения Украина готовит амбициозные обещания, которые представит международным партнерам в июле. Фокус выяснил, что это значит для страны.

Парижское соглашение, принятое в соответствии с Рамочной конвенцией ООН об изменении климата, регулирует меры, нацеленные на снижение содержания углекислого газа в атмосфере. Главная задача — удержать рост средней мировой температуры на уровне ниже 2°C. Все подписавшие соглашение страны должны представить международным партнерам расчеты сокращения выбросов парниковых газов — национально определяемые вклады (НОВ) в достижение общей цели.

Базовым годом для оценки сокращения выбросов решили считать ­1990-й, относительно него сегодня Украина выбрасывает примерно 39% СО2. По словам Владислава Антипова, председателя Комитета экологии и инноваций Профессиональной ассоциации экологов Украины, в этом плане страна показывает отличные результаты.

"К примеру, Польша выбрасывает 80%, ЕС в целом — примерно 75%, Россия — 60%. Мы прекрасно справляемся с этой ситуацией, только есть одно "но". Если во всем мире эти показатели достигаются мероприятиями по энергоэффективности, заменой более грязного топлива более чистым, у нас это достигалось за счет уничтожения собственной промышленности", — говорит Антипов.

Важно
Скорая бизнес-помощь. Как работают программы корпоративной социальной ответственности

Парижское соглашение не фиксирует жесткие обязательства, но в его рамках страны каждые пять лет заявляют НОВ. Ранее Украина Первый национально определяемый вклад подавала с отметкой 60%, хотя уже тогда уровень выбросов у нас был 42% относительно 1990 года. Такую цель мировое сообщество расценило как неамбициозную, хотя пример Украины в этом случае не уникален. Большинство стран определяют для себя заниженные НОВ, чтобы не краснеть перед партнерами в случае провала плана.

Пожалуй, чувство стыда — единственное наказание, которое может последовать за нарушением сторонами своих обещаний. Парижское соглашение не предполагает никаких штрафов. Более того, юридически какие-либо сокращения выбросов вообще необязательны. Тем не менее Украина должна обозначить свои цели в этом вопросе, так как это делает почти весь мир. И проект НОВ-2 выглядит значительно более амбициозным.

Цель намечена

Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов представило проект НОВ-2, предусматривающий значительное снижение выбросов углекислого газа, нынешний показатель 39% должен сократиться до 35%. При этом в документе говорится, что Украине необходимо привлечь минимум €102 млрд государственных и частных инвестиций в инфраструктуру и реальный сектор экономики к 2030 году для достижения намеченного сокращения выбросов.

К этому сроку долю производства электроэнергии из возобновляемых источников энергии солнца и ветра нужно довести до 30%. Планируется сократить количество угольных теплоэлектростанций и закрыть угольные шахты. Взамен предлагается увеличить объемы производства тепла с использованием биотоплива на 30%. Лесные территории за десять лет намерены увеличить на 1 млн га, также должны внедрить "наилучшие практики обращения с отходами".

В Украине сокращению выбросов и "зеленой" модернизации экономики мешают коррупция и монополизм

Министерский проект предполагает термомодернизацию жилого фонда — ежегодно по 1,3% от общего количества — и внедрение комплексных мер энергоэффективности, включающих в себя использование возобновляемых источников энергии в производстве тепла, в том числе в индивидуальном теплоснабжении, а также установление высокоэффективных котлов. НОВ-2 предусматривает ежегодный рост производства в среднем на 4%, процесс должен сопровождаться модернизацией и снижением энерго­емкости.

Кроме того, инициатива предполагает рост доли новых зарегистрированных электромобилей до 15%, а также до 3% — транспорта на аккумуляторных батареях в сегменте всех пассажирских транспортных средств и развитие низкоуглеродного общественного транспорта, в том числе железнодорожного и водного.

В сельском хозяйстве хотят увеличить долю органического производства до 3%, обеспечить переход на более качественные удобрения, внедрить технологию минимальной обработки земель и использование биогаза.

Энергетики против экологов

Парижское соглашение затрагивает лишь часть обязательств Украины перед международными партнерами. По словам Олега Савицкого, члена правления общественной организации "Экодия", наиболее важным является то, что Украина — договорная сторона Энергетического сообщества, многостороннего соглашения между Евросоюзом и его странами-партнерами. В рамках Энергетического сообщества все страны обязаны внедрять нормы и правила ЕС в свою регуляторную базу, касающуюся энергетики и промышленности, включая углеродное регулирование и другие аспекты энергетической и экологической политики.

В 2016 году участники договора согласились с необходимостью внедрения прозрачных и надежных механизмов мониторинга и отчетности по выбросам парниковых газов в полном соответствии со стандартами ЕС. Все страны — члены Энергетического сообщества, включая Украину, обязались усовершенствовать климатическую статистику и повысить качество отчетности.

Проект пре­ду­сматривает значительное снижение выбросов углекислого газа, сегодняшний показатель 39% должен сократиться до 35%

В рамках Энергетического сообщества также планируется в 2021 году установить общие климатические цели до 2030 года, создавая интегрированные национальные планы по энергетике и климату (НПЭК). В своих НПЭК правительства должны определить три основные национальные цели до 2030 года: увеличение доли возобновляемых источников энергии в общем энергоснабжении, объем экономии энергии благодаря повышению энергоэффективности, объем сокращения выбросов парниковых газов относительно базового уровня, за который берутся показатели 2018 года.

"В Украине сокращению выбросов и "зеленой" модернизации экономики мешают коррупция и монополизм, — уверен Олег Савицкий. — В пример можно привести ситуацию с национальным планом сокращения выбросов от больших сжигающих установок для Украины, который имеет международный правовой статус, поскольку утвержден решением совета министров Энергетического сообщества. Этот документ принят еще в 2017 году, но на сегодня он не выполняется, а Министерство энергетики даже хочет отложить на десять лет срок экологической модернизации тепловой энергетики, которая является одним из крупнейших источников выбросов, — перенести их с 2028 на 2038 год".

По мнению эксперта, представленный Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов проект НВО-2 соответствует экономической стратегии, ведь он предусматривает инвестиции в модернизацию инфраструктуры и ключевых отраслей экономики. Со стороны же Министерства энергетики действий, нацеленных на сокращение выбросов, не видно, даже, наоборот, некоторые представители ведомства настаивают на пересмотре сроков выполнения европейских директив для ТЭС и ТЭЦ и саботируют разработку интегрированного национального плана по климату и энергетике до 2030 года.

Позади Европы

Олег Савицкий подчеркивает, что Украина значительно отстает от Европы по темпам внедрения "зеленой" энергетики.

"Если говорить об электроэнергетике, то острыми проблемами являются огромные субсидии в непрозрачную угольную отрасль, на что неоднократно указывал секретариат Энергетического сообщества. Также среди проблем — невыполнение наших обязательств в сфере компетентного и независимого регулирования топливно-энергетических рынков, неэффективное управление государственными компаниями и даже прямое разворовывание их активов, — говорит эксперт. — Доверие инвесторов в возобновляемые источники энергии подорвано из-за искусственно созданного кризиса на рынке электроэнергии".

Важно
Чистые деньги из чистого воздуха. Как украинская промышленность развивает экологические проекты
Чистые деньги из чистого воздуха. Как украинская промышленность развивает экологические проекты

Савицкий отмечает, что сегодня на рынке создана благоприятная среда для коррупции и выведения средств из государственных компаний. В таких условиях возобновляемая энергетика просто не в состоянии быстро, честно и конкурентно развиваться. Это может дорого обойтись и рядовым потребителям, и бизнесу уже в ближайшем будущем, когда придется искать деньги на выведение из эксплуатации атомных электростанций и замену изношенных до предела ТЭС и ТЭЦ.