Тупик в Крынках: почему на плацдарме не могут продвинуться ни ВСУ, ни ВС РФ

Крынки, захват Крынок, наступление на Крынки, оборона Крынок
Фото: Getty Images | Украинский морской пехотинец участвует в стрельбах во время подготовки к ротации на передовую в Херсонской области. 14 марта 2024 года

На левом берегу Херсонщины сложная ситуация. Вооруженные силы Украины пытаются контролировать прибрежную зону вдоль Днепра в районе Крынок, зато враг не оставляет попыток выбить их оттуда, засылая небольшие группы. Ни один из флагов в Крынках не держится более получаса. Почему сейчас как никогда стоит держать этот плацдарм, разбирался Фокус.

Related video

Желаемое "освобождение" Крынок

Крынки — небольшой населенный пункт на левом берегу Днепра на Херсонщине. Недавно его название вновь вспомнили — там российские военные расстреляли трех украинских военнопленных.

Считается, что территорию вокруг Крынок контролирует российская армия. Но не Крынки и окрестности. Там с середины осени 2023 года действуют Вооруженные силы Украины, локализовано и маленькими группами, создавая плацдарм для дальнейшего наступления на оккупированный Крым.

Но все это время российские силы не оставляют попыток взять под контроль Крынки, разрушенные уже до основания. И даже 20 февраля 2024 года министр обороны РФ Сергей Шойгу доложил президенту РФ Владимиру Путину о "зачистке" Крынок. "На сегодняшний день там не только наблюдательные пункты — там стоят войска. Очень достойно себя проявили десантники и 810-я бригада морской пехоты", — сказал он и добавил, что "освобождение" этого села "ставит точку в контрнаступлении ВСУ".

Однако впоследствии оказалось, что российские месседжи, даже на самом высоком уровне, не соответствуют действительности. Российские армейцы, действительно, пытались установить в Крынках свой триколор, но потерпели неудачу. Флаг страны-агрессора продержался не более получаса — украинские бойцы уничтожили его сбросом с дрона.

С тех пор все дальнейшие попытки вооруженных сил РФ взять под контроль этот участок терпят неудачу. Там постоянно происходят наземные бои со столкновениями пехотинцев и артиллерийскими перестрелками, применяются малые ударные беспилотники.

По словам начальницы объединенного координационного пресс-центра Сил обороны юга Украины Натальи Гуменюк, в районе Крынки враг недавно испытывал новую тактику. Она обращает внимание, что на днях в сводках Генштаба ВСУ можно было увидеть, что фигурировали весомые цифры штурмов до 16 доходило. То есть российские военные пытаются подобрать тактику, которая будет для них результативной. "Оккупанты задействовали "метод тараканов" — большое количество малых штурмовых групп, которыми пытались атаковать с разных сторон плацдармы ВСУ", — уточняет она. Однако успеха такие действия не принесли, поэтому враг вернулся к более постоянной и обычной тактике — 5-6 штурмов в сутки.

Силы и средства: война дронов

На этом участке фронта продолжается война дронов. Военные говорят, нападения врага проваливаются из-за того, что очень удачно действуют наши подразделения беспилотных аппаратов, которые именно этими дронами наносят значительные потери врагу. Речь идет о FPV-дронах и системах радиоэлектронной борьбы против них. Российские паблики подтверждают это — в них можно увидеть жалобы на работу с неба.

"Работают более ста FPV-дронов в сутки — это текущий червячий ритм только в пределах стертых с лица земли Крынки", — отмечает командир группы аэроразведки "Птицы Мадьяра" Роберт Бровди с позывным "Мадьяр", который сейчас работает в районе Крынки.

Кроме того, на этом направлении активно действует украинская артиллерия, которая выбивает вражеские артиллерийские системы.

Крынки, захват Крынок, наступление на Крынки, оборона Крынок Fullscreen
Украинские военные готовятся идти в Крынки, что на другом берегу Днепра
Фото: Getty Images

"В Крынках уникальная ситуация — удалось обеспечить контроль небольших сил против многотысячной армии именно за счет артиллерийской и дроновой поддержки, — говорит и херсонский политолог Владимир Молчанов, — Вокруг леса, в которых россияне могут прятаться, становятся для них не такими безопасными, как они думают. Россияне нервничают".

Он заметил, увеличение информации в последние недели о количестве обстрелов. "Это, думаю, связано с тем, что появились средства поражения. Больше обстреливают не только Крынки, Казачьи Лагеря, Маячку и Корсунку, но города — Алешки, Каховку и Новую Каховку. Работает артиллерия и авиабомбы, дроны камикадзе", — говорит он.

"Что касается стратегических перспектив расширения плацдарма — последнее состоялось несколько недель назад, когда российских диверсантов и дроноводов, которые сидели в западной и юго-западной части Крынки, где расположен дом Остапа Вишни, выгнали путем неожиданного продвижения туда. Россияне сбежали в Казачьи Лагери, и таким образом все Крынки сейчас под фактическим украинским контролем. Хотя это трудно назвать контролем, когда кроме как где-то под землей находиться нельзя. Эта часть села меньше пострадала, потому что не была под украинским контролем. Руины, но хоть стены стоят. В другой части их нет, просто куча камней", — продолжает он.

В то же время украинским силам не удалось ни разу переправить тяжелую технику на этот плацдарм.

"Переправляли, но она жила считанные часы на территории Крынок, — говорит эксперт, — Мы теряли технику. Но технику теряли и россияне, которая ходила в Крынки или под Крынки — наши дроны отрабатывают".

В условиях неравного боя, с мыслями о контрнаступлении

Военный эксперт, майор Национальной гвардии Украины Алексей Гетьман говорит, ВС РФ имеют огромное преимущество над украинскими подразделениями, которые находятся в районе Крынки, но не имеют возможности выжать их с берега Днепра.

"Силы РФ могут добраться в этот район на бронированной технике близко, — уточняет он в комментарии Фокусу, — Они выпрыгивают из нее за два-три километра, потому что мы их кроем артиллерийским огнем и уничтожаем дронами. Идут небольшие пехотные группы, которые пытаются нас выжать. Россиян сильно раздражает, что мы наладили поставки всего необходимого для подразделений, которые там находятся, а это морская пехота и силы специальных операций. Доставляем все малыми партиями. Россиян это очень волнует, они все время направляют туда людей, новых и новых".

При этом перспектив продвижения как у российской, так и украинской стороны, нет.

"Крайняя возможность переправиться ВСУ на левый берег была после подрыва Каховской ГЭС, когда оккупанты отступили. Тогда в течение недели можно было переправляться на лодках, преодолевая затопленные песчаные участки, и захватывать леса, — говорит Владимир Молчанов, — Возможно, украинские подразделения не были готовы. Сейчас же в Крынках установить украинский флаг можно, но его очень быстро снесут российские дроны. Как украинские сносят российские. Трудно оценивать, что будет происходить в Крынках, когда против 80-100 украинских армейцев стоит армия РФ, которая там имеет часть основных сил. В частности, группировка "Днепр", которая достаточно укомплектована — имеет как человеческий, так и технический ресурс. "Днепр" имеет основную задачу — завладеть Крынковским плацдармом, все остальное, что они делают, обстреливают правый берег, в частности, Херсон. Высадка украинской армии в других местах достаточно проблематична. В месте, где можно было бы это осуществить, стоят силы врага, в других пройти незаметно — невозможно пока. С другой стороны у россиян также перспектив на этом участке фронта нет никаких".

Алексей Гетьман объясняет, почему этот плацдарм для украинской стороны важен.

"С одной стороны мы готовимся к мощному наступлению со стороны РФ в конце мая и в начале июня, поэтому возникает вопрос, стоит ли сейчас нам задумываться над нашими контрнаступательными действиями. Но однозначно — стоит. Хотя бы потому, что там мы этим небольшим подразделением заставляем удерживать большое количество вооруженных сил врага. По меньшей мере это уже является достижением нашей тактики ведения войны. Если все будет хорошо, мы сможем отразить наступление россиян через месяц-два, то нам очень не помешает двигаться на Армянск и Скадовск, то есть в направлении Крыма".

Но пока украинская сторона не построит мощную систему радиоэлектронной борьбы, о чем недавно говорил и президент, переправлять большие силы на левый берег не стоит.

"И бронемашина, и танк будут уязвимы при переправе, — уверяет Гетьман, — Мы держим там плацдарм и нам не нужно, чтобы там ездил танк. У нас есть техника, которую, в частности, поставляли наши партнеры, которая очень быстро делает понтонные и другие переправы. Если будет необходимость, то можно очень быстро перебрасывать на левый берег большое количество сил и средств. Пока это не делается не потому что мы не можем, а потому что нет боевого распоряжения — делать наступательные действия непосредственно на Крынки, для чего и был сделан этот плацдарм. Поэтому пока держим оборону. Это и есть отличие этого направления от других участков".