Соглашения по безопасности вместо НАТО: что предлагают Украине и будет ли работать
Двусторонние соглашения по безопасности для Украины — шанс получить гарантии до вступления в НАТО. Так говорят эксперты. За первое полугодие 2024 года их подписано девять. Однако самое масштабное — с США — пока в разработке. Фокус узнавал, как действуют договоренности, и почему Вашингтон до сих пор не предложил текст документа.
Гарантии безопасности для Украины: 10 сделка отложена
С начала полномасштабного вторжения 24 февраля 2022 года украинская сторона начала работать над алгоритмом предоставления Украине гарантий безопасности. Речь шла о том, что это должны быть реальные шаги, а не декларативные, как прописано в Будапештском меморандуме. Еще весной 2022 года была создана Международная рабочая группа по вопросам гарантий безопасности. Ее возглавили бывший генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен и глава офиса президента Андрей Ермак. В сентябре 2022 года группа презентовала Киевский договор по безопасности.
Потом была пауза. И новый формат договоренностей по безопасности был выбран после июльского саммита НАТО в Вильнюсе.
"Украина хотела бы гарантии безопасности на пути в НАТО. Не вместо НАТО, а на пути интеграции", — сказал во время саммита НАТО в июле 2023 года президент Зеленский на совместной пресс-конференции с генеральным секретарем НАТО.
В ответ страны G7 согласовали "Совместную декларацию о поддержке Украины" — документ с гарантиями безопасности для Украины. Всего к нему присоединилось более 30 стран. Речь шла не о конкретных параметрах, а их границах — остальное должны были подписать дополнительно с каждой из стран-участниц. Документ стал компромиссным решением, ведь Украине отказали в политическом приглашении к членству в Альянс прежде всего из-за позиции США и Германии.
Среди гарантий: продолжение предоставления Украине "современного военного оборудования с приоритетом на противовоздушную оборону, дальнобойную артиллерию и огневые средства дальнего действия, бронетехнику и другие ключевые средства, такие как боевая авиация". А также разведданных, тренировки военных, развитие оборонно-промышленной базы Украины.
Иными словами на бумаге с каждой отдельной страной закреплялись те пункты, которые на практике уже и так выполнялись, но переписывалась стабильность поставок.
Например, Дания пообещала предоставить средства на военную помощь Украине на общую сумму более 1,8 млрд евро, способствовать развитию оборонно-промышленной базы Украины, помогать в разминировании, поставлять боеприпасы, тренажеры, содействовать в обучении. Также Дания стала сопредседателем Коалиции военно-воздушных сил (AFCC) и пообещала Украине истребители F-16.
Кроме Дании, соглашение по безопасности Украина уже подписала с Великобританией — еще 12 января. Тогда британский премьер Риши Сунак приезжал в Киев. А также с Германией, Францией, Латвией, Канадой, Италией, Нидерландами и Финляндией.
В то же время ни достигнутые в Вильнюсе договоренности, ни дальнейшие подписанные документы не предусматривают, что страны-партнеры будут гарантировать присутствие в Украине своих войск (boots on the ground), хотя ограничений это делать также нет. Вспомним, заявления президента Франции Эммануэля Макрона о вероятности привлечения иностранного контингента для защиты Украины.
17 мая президент Зеленский должен был бы посетить Мадрид, где подписать десятое, юбилейное, соглашение о поддержке Украины. Однако недавно стало известно — визит в Испанию отменен. Неизвестно, то ли из-за несогласованности гарантий безопасности, то ли из-за сложной ситуации на фронте. Также неизвестно, состоится ли ранее анонсированное подписание соглашения с Люксембургом. Эта страна должна была стать одиннадцатой.
В обмен на поддержку Украина должна прозрачно тратить средства, регулярно отчитываться и проводить реформы.
"Эти соглашения важны в контексте того, что мы в ближайшее время вряд ли получим даже приглашение в НАТО, не говоря уже о членстве, — говорит Фокусу украинский дипломат и эксперт Центра оборонных стратегий Александр Хара, — Такие же договоренности могут усилить наш оборонный потенциал. Структура каждой из них одинакова, они покрывают не только оборонно-промышленный комплекс, а способствуют экономическим преобразованиям и экономической помощи со стороны наших партнеров".
Он отмечает: это большое достижение, что наши партнеры пошли на в основном политические обязательства продолжать ту помощь, которую они согласились предоставлять в начале полномасштабного вторжения по доброй воле.
"Эти соглашения следует рассматривать как элемент долгосрочного зонта над Украиной. Надо подождать, когда они будут все подписаны, тогда будут действовать как единый механизм до момента вступления Украины в НАТО, — комментирует Фокусу политолог Олег Лесной, — В большинстве из них сказано, что они прекращают свое действие, когда Украина заходит в юридическую плоскость НАТО. Президент подчеркивал, что самое мощное соглашение ожидается с США, это должно быть что-то похожее на меморандум о соглашении между Израилем и США. Очень хотелось, чтобы это оказалось правдой".
Сейчас эксперты называют самым успешным и мощным соглашение с Великобританией, которая отнеслась к Украине как к стране-союзнице. Оно предусматривает сотрудничество в сфере морской и кибербезопасности, а также в оборонном и военном секторах сроком на десять лет или пока Украина не станет членом НАТО. Кроме того, Лондон пообещал £2,5 миллиарда на 2024 год.
Соглашения по безопасности для Украины: оценка эффективности
"Как работают соглашения сейчас — трудно сказать, параллельно же действует Рамштайн, — отмечает Александр Хара, — Что и по какой программе приходит в Украину — неизвестно. Сфера оборонного комплекса и сектора безопасности — достаточно закрытая. Поэтому сложно говорить, есть ли уже какие-то дополнительные соглашения на выполнение таких договоренностей".
Но он убеждает соглашения действуют, и обещания должны выполняться. В частности, самые громкие по предоставлению истребителей F-16, хотя и с задержками.
ВажноДругой аспект — политический. Двусторонние соглашения важны на пути к НАТО.
Хара считает, что украинские международные партнеры не рассматривают эти соглашения как альтернативу НАТО, хотя они и рассчитаны на то, чтобы повысить совместимость с НАТО и соответствовать стандартам.
"Эти соглашения точно нельзя сравнивать с Будапештским меморандумом, — добавляет эксперт, — Во-первых, в подписании Будапештского меморандума участвовала страна-агрессор, которая не выполнила ни меморандум, ни десятки двусторонних соглашений, устав ООН, заключительный акт от ОБСЕ. Во-вторых эти соглашения более конкретные, потому что они определяют направления сотрудничества и в некоторых из них даже зафиксированы суммы, которые эти страны готовы предоставлять Украине. Важно, что эти соглашения имеют длительный характер. Есть то, что предоставляется сейчас во время этой войны, а также есть понимание, что наши партнеры должны сделать, чтобы Украина и в будущем могла сдерживать Россию, в случаях вероятных проявлений агрессии, сдерживать их".
Речь идет о том, что страны обязуются реагировать на новые проявления агрессии РФ — в течение 24 часов должен быть применен механизм экстренных консультаций.
"Логику этого решения я понимаю, но она мне не импонирует. Все надеются, что смогут предупредить любое будущее нападение. Именно поэтому определенные часть этих соглашений посвящена будущей войне с Россией. То есть в основном все наши партнеры рассматривают перспективу существования РФ в пределах нынешних границ. Эта история для Украины не совсем приемлема, мы не видим, что РФ останется целостным государством. По моему мнению, нет двух видений: "Россия после Путина" и "мир после России". Предполагаю, что международные партнеры видят кого-то после Путина. Есть страх, что Россия распадется на мелкие кусочки, и страх использования ядерного оружия. Они не знают, где окажется ядерное оружие, хотя имеют опыт развала гораздо большего монстра — СССР", — добавляет Олег Лесной.
Соглашение по безопасности с США: самая первая становится самой последней
Эксперты отмечают: Украина готовится подписать еще два важнейших двусторонних соглашения.
Первая — с Европейским Союзом. Вторая — с США.
Сейчас известно, что продолжается согласование текста гарантий безопасности от ЕС, которые будут действовать до вступления Украины в ЕС и НАТО. Соглашение могут подписать не позднее начала июля. Как говорят источники, в нем на одиннадцати страницах, пока под грифом "конфиденциально", выписаны основные гарантии от 27 стран, в частности, девять видов помощи. Эти условия включают: поставки оружия, обучение военных, сотрудничество в оборонной промышленности и помощь в разминировании. Кроме того, этот документ также предусматривает механизм консультаций в течение 24 часов между Киевом и Брюсселем в случае будущей агрессии.
"ЕС не является организацией по безопасности, — говорит Хара, — Это был драматический поворот, когда ЕС переориентировал специальный фонд на помощь исключительно Украине и исключительно в сфере безопасности. Поэтому посмотрим, что Брюссель впишет в соглашение сейчас. Думаю, там будет в основном сотрудничество по оборонно-промышленному комплексу и политические, более абстрактные вещи, которые тоже нам нужны".
В Офисе президента Украины говорят, что стремятся завершить разработку соглашения по безопасности с США до конца мая.
"Я думал, что с США мы подпишем первое соглашение. После отказа о переговорах с НАТО в Вильнюсе, мы понимали, что 99% нас не пригласят — препятствовали, собственно, Германия и США, именно Вашингтон предложит нам соглашение о безопасности. Надо было же дать не только кнут, но и пряник. Это должно быть мощное соглашение", — говорит политолог.
Александр Хара не берется говорить, когда соглашение может быть подписано.
"В США есть самая главная проблема — выборы в ноябре и вероятность, что в следующем году может прийти к власти Трамп. Поэтому даже подписав соглашение, оно может не сработать, — говорит он. — Думаю, в Вашингтоне пытаются так выписать этот договор, чтобы обеспечить непрерывность выполнения этих договоренностей, даже в условиях смены власти в США".
Очевидно, что именно это соглашение является важным для Украины, поскольку США являются крупнейшей страной с точки зрения военных возможностей.
"США имеют на своих складах вооружение и боеприпасы, а также индустриальные возможности. Их нельзя сравнивать, даже если совокупно собрать все, что производится в Европе. И в технологическом плане, и в количестве. Поэтому это соглашение с США и является более сложным, чем те, что были подписаны ранее. Я надеюсь, что оно будет лучше Британского, которое пока является лучшим с точки зрения четкости выписанных приоритетов и направлений. И будет у Вашингтона политическая воля ее реализовывать, как она есть у Лондона", — добавляет Александр Хара.
Когда Украина приблизится к НАТО
В конце концов все эти соглашения и сотрудничество в их рамках должно приблизить Украину к вступлению в Североатлантический альянс.
"Все соглашения направлены на то, чтобы Вооруженные силы Украины стали не просто взаимосовместимыми с армиями НАТО, но и приобрели способность защищать себя, в будущем были бы контрибуторами безопасности для Альянса", — продолжает Александр Хара.
ВажноОн обращает особое внимание, что украинская власть изначально говорила, что никакие соглашения не могут заменить безопасность, гарантированную НАТО, но они могут в перспективе сыграть важную роль в усилении и реформировании сектора безопасности и обороны.
"Речь идет о сотрудничестве в оборонно-промышленном комплексе, обмене технологиями в совместном производстве. Третья статья Вашингтонского договора о том, что каждая страна должна иметь способность защищать саму себя, не менее важна, — добавляет он. — То есть НАТО — это не клуб, где даешь деньги и ждешь, что за тебя будут воевать. Обретение способности — ключевая вещь. Эти соглашения направлены на то, чтобы увеличивать такие способности, чтобы Украина была на уровне европейских государств".
Например, Украина может идти финским путем, когда эта страна не была членом НАТО, а нейтральной, однако на уровне стран Альянса развивала свой оборонно-промышленный комплекс все годы после распада Советского Союза, не уменьшала расходы на оборону и боеспособность собственных вооруженных сил, потому что чувствовала постоянную угрозу со стороны РФ.
"Думаю, это модель для Украины приемлемая. Она должна реализовывать стратегию дикобраза: Украина по сравнению с РФ — маленькая страна, нельзя сравнивать потенциалы. Но надо приобретать возможности, чтобы РФ задумалась, стоит ли совершать нападение, начинать новую войну в будущем, если получает достойный ответ. И эти соглашения являются инструментом такой политики", — объясняет дипломат.