Соскучились по папе. Чем займутся политики в новом году, - прогноз Фокуса
Усиление президентской власти, изменение системы парламентских выборов и дальнейший поиск новых лидеров – главные тенденции 2010 политического года
Проблемы, заботившие политиков и общество в 2009 году и раньше, никуда не делись, так что естественно ожидать в новом году попыток откорректировать политическую систему по важнейшим направлениям. Война президента с премьером, основы которой заложены в конституционном устройстве, непрозрачность партийных списков, отсутствие новых лиц и свежих идей в политике – по мнению Фокуса, Украина будет пытаться преодолеть эти проблемы в 2010 политическом году.
Царское дело
Только ленивый в минувшем году не рассуждал о необходимости сильной руки. Сергей Тигипко и Арсений Яценюк построили на этом тезисе свои избирательные кампании. Анатолий Гриценко предложил напрочь отменить пост премьера, чтобы президент стал главой исполнительной власти. А Юлия Тимошенко наделала шума своим заявлением в прямом телеэфире о том, что разделяет желание людей об установлении диктатуры после "безвластия и гавкотни". Правда, потом многократно подчеркивала, что имела в виду исключительно диктатуру закона.
Об исчерпанности парламентско-президентской системы, столкнувшей лбами главу государства и премьер-министра в борьбе за контроль над исполнительной ветвью власти, заговорил даже автор и главный промоутер этого конституционного механизма – Виктор Медведчук. "Страна должна вернуться к президентско-парламентской форме правления, президент должен опираться на парламентское большинство и формировать исполнительную власть", – признал экс-глава президентской администрации Леонида Кучмы. В этом с ним согласился его заклятый оппонент Виктор Ющенко, открыто вспомнив своего предшественника: "Я уверен в том, что страна с переходной экономикой лучше бы преодолевала барьеры, если бы у нас была президентская модель власти, как при Кучме".
Удивительно, но лишь главный претендент на победу в избирательной кампании, Виктор Янукович, не высказывает пожеланий об усилении президентских полномочий. "Конституционную реформу нужно проводить в обязательном порядке. В основе новой Конституции останется парламентско-президентская модель, просто нужно будет более четко выписать полномочия", – заявил кандидат в президенты от Партии регионов.
Впрочем, до новой Конституции дело дойдет не скоро, но уже при нынешнем Основном Законе новый президент постарается неформальным образом усилить свое значение во властной вертикали. Юрий Луценко, например, вообще пообещал, что "у президента Тимошенко не будет премьер-министра". По его версии, в ранге и. о. премьера станет работать Александр Турчинов, нынешний первый заместитель главы Кабмина, а Юлия Тимошенко будет принимать участие во всех заседаниях правительства. Так сказать, президентское правление явочным порядком. "В случае победы Тимошенко будет президентский режим установится де-факто", – заверил Фокус политолог Владимир Фесенко.
Может, не в такой жесткой форме, но если на Банковую придет лидер Партии регионов, то его отношения с премьером-однопартийцем тоже будут насыщены неформальными элементами, когда влияние главы государства не ограничится лишь прописанным в Конституции порядком.
Тут существенную роль играет еще одно обстоятельство: почти все кандидаты в президенты, как не раз было подмечено, идут с премьерскими программами преобразований. Вариант, когда президент и премьер будут принадлежать к разным и даже оппонирующим друг другу политическим силам, что весьма вероятно при нынешнем государственном устройстве, практически не рассматривается, то есть чем будет заниматься претендент в качестве собственно президента, остается неясным. Однако таков уж тренд, который политики, с одной стороны, формируют, с другой – вынуждены ему следовать. Хотя, как утверждает политолог Андрей Ермолаев, "люди ожидают не сильных вождей, а более эффективных механизмов власти, для них сильная власть – это работоспособная власть".
Открой личико
В минувшем году все чаще говорили о слабых сторонах, которыми обернулись закрытые партийные списки. В значительной степени это была общественная реакция на качество депутатского корпуса, от Верховной Рады до местных советов, представители которого были неоднократно замараны участием в неблаговидных делах и даже кровавых преступлениях. В то же время партии столкнулись с необходимостью действительно укрепить свой низовой уровень. Так, неожиданная победа объединения "Свобода" на выборах в марте 2009 года в Тернопольский областной совет поставила партию Олега Тягнибока в непростую ситуацию: почти никто из полусотни тягнибоковцев, вошедших в облсовет, не имеет управленческой квалификации.
В программных заявлениях лидеры ведущих политических сил по этому вопросу единодушны. Ющенко и Янукович занимают практически идентичную позицию: на местном уровне вернуться к мажоритарной системе, а в парламент выбирать по открытым спискам. Юлия Тимошенко жалуется, что "хлебнула таких депутатов на местах", из-за которых "происходит компрометация", и в ее кандидатской программе тоже говорится об открытых списках. Соответствующие законопроекты авторства депутатов из партии "Единый центр" зарегистрированы в Верховной Раде. В поддержку таких изменений высказался и Владимир Литвин. Казалось бы, налицо консенсус, но председатель Верховной Рады по-прежнему сомневается в искренности крупных политических партий и их готовности отказаться от "крепостной системы избирательных списков, когда, с одной стороны, люди голосуют за кота в мешке, с другой – депутаты полностью зависимы от своего лидера".
Голосование за изменения в избирательной системе даст окончательный ответ на вопрос о том, с какого рода трендом мы имеем дело – модной темой в предвыборных ожиданиях или реальной сменой электоральных правил.
Третьи в силе
Регулярные замеры, проводимые социологами во время нынешней президентской кампании, выявили два взаимосвязанных момента: рост внимания к относительно новым фигурам – так называемым молодым политикам (без явной привязки собственно к возрасту), и большое число граждан, которые либо вообще не пойдут на выборы, либо проголосуют против всех. Это наглядно свидетельствует об усталости украинцев от политиков второй кучмовской волны, пришедших во власть в начале 2000-х, не говоря уже о ветеранах 1990-х, вроде Александра Мороза, Петра Симоненко или Юрия Костенко. На этом ожидании свежей волны с разной эффективностью играют Арсений Яценюк, Олег Тягнибок и Сергей Тигипко.
Всерьез конкурировать с тяжеловесами в президентской гонке им пока не по плечу, а вот будущие выборы в местные советы и досрочная парламентская кампания, в проведении которой мало кто сомневается, станут настоящим смотром новых сил и оценкой серьезности их претензий на выход в высшую политическую лигу. Владимир Фесенко обещает: "Местные элиты и те достаточно новые политсилы, которые заявлены уже сейчас, бросят вызов доминирующим партийным структурам".
Леонид Швец, Сергей Высоцкий, Фокус