Жизнь №2

Когда мир раздваивается — это не всегда признак шизофрении. У виртуального пространства под названием Second Life ничего общего с бредом. Эту часть нематериальной среды населяют миллионы человек, в ней успешно заключают многотысячные сделки, обосновываются могущественные корпорации, работают СМИ, идет торговля недвижимостью

Related video

Недавно группа Duran Duran дала "живой" концерт, который мог посмотреть каждый украинец, имеющий доступ в Интернет. Вот только зрителю необходимо было находиться в виртуальной реальности. Говоря формально — играть в популярном онлайн-проекте под названием Second Life.

Объяснить, что такое Second Life человеку, не знакомому со Всемирной паутиной, довольно затруднительно. Намного проще это сделать на примере романа российского фантаста Сергея Лукьяненко "Лабиринт отражений". Автор изобразил в нем город Диптаун, существующий исключительно в воображаемой действительности. Его жители — обычные люди, жаждущие уйти из реалий грязных "хрущевок" в роскошь собственноручно выстроенных дворцов. Они работают, ходят в магазины, развлекаются. При желании могут посетить публичный дом или опрокинуть рюмочку в баре. Все это, разумеется, виртуально. Роман был написан в 1996 г. Спустя всего семь лет грезы фантаста осуществились.

Именно тогда компания Linden Lab объявила о создании проекта Second Life (англ. — "Вторая жизнь"), который перевернул представление человечества о виртуальной реальности.

Что надо сделать желающему получить кусок виртуальной свободы? Для начала — зайти на сайт Second Life. Тут можно прочитать описание проекта и ознакомиться с последними достижениями разработчиков. В частности, они заявляют о трех с половиной миллионах игроков.

Чтобы стать полноправным членом этого сообщества, необходимо заполнить небольшую анкету. Забавно, что фамилию будущему игроку предстоит выбрать из списка, уже придуманного авторами проекта. Затем потребуется скачать особую программу для поддержки игры. Во время регистрации простой конструктор позволяет определиться с внешним видом: можно стать хоть "негром преклонных годов", хоть шестнадцатилетней блондинкой, хоть барсуком с человеческим торсом.

Стартуя в проекте, неофит Second Life проходит краткосрочный "курс молодого бойца", в конце которого получает урок… левитации. Ну да, виртуальные люди могут не только передвигаться на своих двоих — они умеют летать. Бурная и разнообразная жизнь в Second Life начинается с телепортации в какую-нибудь мест­ность, или, как тут принято говорить, локацию. Здесь можно купить дом и обустроить его по своему разумению. А можно — остров. Как вариант: просто бродить по улицам, разговаривая с прохожими (преимущественно на английском). Наконец, можно поработать на кого-то. Или самому строить бизнес и зарабатывать деньги.

Реальное в виртуальном
Практически с самого начала проекта компания Linden Lab узаконила право собственности в Second Life. С этого момента картинки перестали быть просто картинками, а превратились в предмет товарно-денежных отношений. Все или почти все в Second Life можно купить или продать. Формально в проекте ходит своя валюта: так называемые линден-доллары. Их количество реально в любой момент увеличить, если конвертировать в доллары обычные, американские. Курс составляет приблизительно 270 "линденов" за $1.

Настоящую сенсацию вызвала недавняя информация: капитализация виртуального персонажа Анши Чанг оценена в $ 1 млн. По словам новоявленной "миллионерши", она не вложила в Second Life ни цента, а весь капитал заработала на торговле виртуальной недвижимостью. По сути, успех Анши Чанг стал поворотной точкой в развитии онлайн-проектов: социум перестал воспринимать их как бесцельную забаву беглецов от реальности. Миллион долларов, добытый из воздуха, веский аргумент в пользу "Второй жизни".

Вслед за пионерами бизнеса на виртуальный рынок Second Life вторглись мировые бренды. Пока мир компьютерных иллюзий интересует их не с точки зрения получения прямых прибылей, а как рекламная площадка для целевой аудитории. Например, компания General Motors открыла в Second Life салон, где все могут принять участие в тест-драйве последних, самых "навороченных" моделей авто. Таким образом, обычный пользователь Сети, живущий, к примеру, в Полтаве, может оценить достоинства машин, которых в Украине от силы 3-4.

В иллюзорной столице мира в ходу и другие рекламные трюки. Реально существующие фирмы на корню скупают "острова" в нарисованном пространстве, превращая их в райские уголки. На иных из них залетные фанаты могут слушать онлайновые концерты, общаться, играя параллельно в виртуальный бильярд или боулинг. В числе последних акций — концерт, устроенный в честь запуска Windows Vista от Microsoft.

Возможность собрать в одном месте и в одно время тысячи людей из разных уголков планеты уже используют университеты. Около сотни вузов открыли в Second Life свои кампусы, обустроив их виртуальными аудиториями. Нарисованные преподаватели читают в нарисованных классах вполне реальные лекции. Например, менеджеры Калифорнийского университета говорят о том, что могут увеличить количество своих студентов без расширения драгоценной площади. Это позволит университету зарабатывать намного больше.

Некоторые фирмы готовы пойти еще дальше, создавая виртуальные офисы, в которых несколько работников могут трудиться, не выходя из своих домов в разных точках мира. Пока такую стратегию пытаются реализовать лишь компании, занимающиеся программированием и дизайном.

Новые медиа
Впрочем, обучение онлайн — не главная диковина придуманного мира. Все участники проекта получают новости от специального подразделения всемирного информационного агентства Reuters. Эта служба начала работу в Second Life с октября. Ее руководителя зовут незатейливо, но, с точки зрения рекламы, суперправильно — Адам Ройтерс. Первый человек, первое агентство, новости из первых рук.

Планируется, что в скором времени все игроки Second Life будут получать ежедневную газету с обзором новостей. Это даст им возможность узнавать о том, что происходит в виртуальном местечке. С каждым днем количество локаций и мероприятий увеличивается, так что в перспективе информирование "горожан" может стать хорошим бизнесом.

Больше других государств отличилась Швеция, открывшая в Second Life свое посольство. Любой желающий может получить в нем консультации по поводу оформления виз, требований к паспортам. А также — ознакомиться с туристическими достопримечательностями и маршрутами. В ближайшее время ожидается бум открытия в Second Life представительств других стран.

Пионерская правда
Секрет успеха — прежде всего в возможностях обитателей этого пространства творить собственный мир. Собственно, поэтому Second Life предпочитают называть не онлайн-проектом, а именно виртуальной реальностью.

Второй важный компонент успеха: Second Life — пионер нового сегмента развлечений. Так что потенциальные конкуренты автоматически становятся лишь последователями проекта.

Украина в Second Life представлена слабо. Автор долго бродил там, но встретил лишь одного соотечественника — программиста из Киева. По его словам, в проекте он около недели, и еще не готов поделиться своими впечатлениями от игры.

Причин отсутствия украинцев в Second Life несколько. Основная — по сравнению с развитыми странами, невысокая интернетизация страны. К тому же, в Украине проблемы со скоростным и дешевым Интернетом. Second Life — качественно нарисованная, "тяжелая" игра, способная "съесть" сотни гривен у тех, кто пользуется услугами местных провайдеров. Поэтому-то она и не представляет пока интереса для наших рекламных компаний, как впрочем, и для крупного отечественного бизнеса. В то время как больше половины украинских бизнесменов и политиков не умеют пользоваться компьютером, рассказывать им о стратегиях продвижения в виртуальной реальности — гиблое дело.

Впрочем, по мере ликвидации компьютерной безграмотности нашего населения, шансы Second Life овладеть умами украинцев будут увеличиваться. Как знать, может уже через год-два отечественные бюрократы придумают виртуальной реальности вполне практическое применение. К примеру, решат вместо традиционных телефонных конференций между областными центрами собираться на летучку где-нибудь в "Украина-сити-1". В конце концов, это неизбежно.