Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Произведения современного искусства бьют ценовые рекорды на аукционах мира

Произведения современного искусства бьют ценовые рекорды на аукционах мира
Искусство всегда было развлечением для богатых. Прошлый год с его чередой ценовых рекордов на аукционах внёс поправку: не для богатых, а для очень богатых
000


Первый рекорд минувшего года установило полотно британского экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона. В феврале на лондонских торгах Christie’s картина «Штудия к портрету II» ушла с молотка за $27,5 млн. В мае на Sotheby’s этот результат с лёгкостью побила работа американского абстрактного экспрессиониста Марка Ротко «Белый центр». Её продали за $72,8 млн. Затем за рекордные $71,7 млн. было продано полотно основателя поп-арта Энди Уорхола «Авария зелёной машины».

Эффектнее всего получилось с рекордами цен на произведения ныне живущих художников. За это звание боролись британец Люсьен Фрейд и мастер китча американец Джефф Кунс. Каждый установил несколько рекордов, но всех переплюнул скандальный британец Дэмиен Хёрст. Бриллиантовый череп под названием «Ибо это и есть любовь к Господу» ушёл за $100 млн.

«Каждые пару недель за топовых художников платятся новые рекордные суммы», – описывает свои впечатления от прошлогодних аукционных торгов британский арт-эксперт Чарльз Дапплин. Учитывая, что крупные аукционные дома вроде Christie’s, Sotheby’s и Phillips de Pury проводят торги регулярно, 2008-й лишь усилит это впечатление.


Бесценное не продаётся. Как и большинство хрестоматийных картин, фреска Рафаэля «Афинская школа» никогда не будет продана на аукционе


Ван Гог, вернитесь за деньгами! Картина художника «Пшеничное поле скипарисами»была продана в 1993 году и стала одной из шести полотен голландца вдвадцатке самых дорогих произведений искусства
Ван Гог, вернитесь за деньгами! Картина художника «Пшеничное поле с кипарисами» была продана в 1993 году и стала одной из шести полотен голландца в двадцатке самых дорогих произведений искусства

5 самых дорогих картин российских художников


Наталья Гончарова
Картина: 
«Сбор яблок»
Год создания:
1909
Цена (млн. долл.): 9,9


Константин Сомов

Картина: «Радуга»
Год создания: 1927
Цена (млн. долл.): 7,4


Илья Кабаков
Картина: «Жук»
Год создания:1982 Цена (млн. долл.): 5,8


Александр Яковлев 

Картина:
«Портрет Василия Шухаева в его мастерской»
Год создания:
 1928
Цена (млн. долл.): 5,6


Иван Айвазовский

Картина:
«Американский торговый флот 
за Гибралтарской
скалой»
Год создания:
 1873
Цена (млн. долл.): 5,4


Страшная сила
Однако подорожание произведений искусства вовсе не означает рост их качества. «Многие произведения остаются с предыдущих торгов, и некоторые из невостребованных раньше устанавливают рекорды, – отметил после одного из таких аукционов американский арт-дилер Стюарт Уолцер. – Цены отображают скорее платёжеспособность, нежели качество».

Цена картины или арт-объекта – величина не абсолютная, а относительная и субъективная. «Устанавливать стоимость произведения искусства – тоже искусство, и никакой науки», – объясняет Симон де Пьюри, президент аукционного дома Phillips de Pury. Первоначальная цена зависит от того, как подобные произведения продавались раньше. Да и установить можно не фиксированную стоимость, а лишь её рамки – от и до.

Большую роль в формировании цен на современное искусство играет также пиар. Что наглядно продемонстрировал прошлогодний рекордсмен Дэмиен Хёрст. Объявив о стомиллионной продаже, художник не стал разглашать тот факт, что часть акций финансового фонда, купившего работу, фактически принадлежит ему самому. Главное, чтобы продажа обеспечила знаменитому провокатору статус самого дорогого из ныне живущих художников.

Ныне живущие или, по крайней мере, творившие во второй половине ХХ века авторы значительно популярнее своих классических коллег. В прошлом году лучше всего продавались Марк Ротко, Энди Уорхол и Фрэнсис Бэкон. Если они и сдадут позиции, то только своим современникам. Что неудивительно: все более или менее значительные работы до XIX века уже находятся в музейных собраниях или крупных частных коллекциях. А вот современных мастеров купить пока ещё возможно. Чем и пользуются коллекционеры, взвинчивая цены до невообразимых высот. «Это ненормально, – считает частный американский дилер Бьёрн Рессле. – Люди не понимают, что они покупают».

Разогревают мировой арт-рынок не только западные миллионеры. Значительную лепту вносят также граждане России, Китая и Индии. С начала ХХI века экономики этих стран стремительно развиваются, и местные нувориши выкладывают миллионы за искусство. Причём в основном они платят за произведёния местных художников.

Нынешнюю моду на китайский арт сформировали именно внутренние инвестиции. Китайские коллекционеры, например бизнесвумен Чжан Лан, платили по $3 млн. за полотно ещё в 2006 году. Весной 2007-го Christie’s выручил на торгах в Гонконге $36 млн., а Sotheby’s – $27 млн. Большая часть лотов – китайские звёзды Чжан Сяоган, Чжан Хуан, Лю Сяодон и Фан Лихун.

Похожими достижениями могут похвастаться и россияне. Сначала на Christie’s за $9,7 млн. была продана картина «Сбор яблок» (1909 г.) авангардистки начала ХХ века Натальи Гончаровой. А 3 марта 2008 года на Phillips de Pury работа современного концептуалиста Ильи Кабакова «Жук» (1982 г.) стала самой дорогой русской картиной послевоенного периода – $5,84 млн. Международными звёздами стали Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, а также группа «АЕС». Мода на русское искусство превращается в тренд.

По-нашему
Наши художники страдают от отсутствия внутренней поддержки. «Прорыв должен делать национальный капитал, – говорит арт-критик Александр Соловьёв. – Если он ориентирован на западных звёзд, то разогрева на внутреннем рынке нет. А отечественным художникам трудно выйти на мировой рынок без финансовых и имиджевых вливаний».

Интересы украинских коллекционеров зачастую сосредоточены в других сферах. Галереи, работающие не с радикальным contemporary art, а более сдержанным искусством, отмечают позитивный рост продаж и цен.
– Стоимость зависит, во-первых, от востребованности художника. Как бы мне ни хотелось сказать «во-первых, от таланта», – всё же от востребованности, – говорит Татьяна Савченко, директор киевской галереи «Триптих». – Также в цену закладывается участие художника в международных выставках и закупки его работ музеями современного искусства.

Наиболее востребованные у коллекционеров – Тиберий Сильваши, Анатолий Криволап, Анна Криволап, Владислав Шерешевский, Александр Животков, Александр Сухолит и другие. Цены на их работы колеблются в среднем от $4 тыс. до $10 тыс., и интересуют они в основном молодых отечественных коллекционеров.

Договор дороже денег. Арт-критик Александр Соловьёвуверен:«Ценообразование в искусстве – это символический договорнойпроцесс»
Договор дороже денег. Арт-критик Александр Соловьёв уверен: «Ценообразование в искусстве – это символический договорной процесс»

 


Билет в вечность
Вкладывать деньги в отечественное искусство выгодно? «Выгодно», – в один голос заявляют все игроки рынка. Конечно, есть риск, но это касается современного искусства во всём мире. «Оценка произведения современного искусства – это однозначно субъективный процесс. Потому что автор ещё жив, потому что неизвестно, как его картины поведут себя через 20 и тем более 100 лет. Нужно полагаться только на чутьё галериста», – объясняет директор киевской галереи «Коллекция» Дарина Жолдак.

По её словам, «Коллекция» старается работать с теми художниками, которые уже заняли своё место в истории. «Это именно то, за что должен платить настоящий коллекционер – за такой билет в вечность», – утверждает галеристка. И дивиденды не заставят себя ждать. «Если сегодня за картину Александра Ройтбурда вы заплатили $7 тыс., то через три года она будет стоить $25 тыс. Так произошло с Василием Цаголовым, которого ещё четыре года назад можно было купить за $5 тыс., а сегодня цены на его работы ушли далеко за $15 тыс.», – приводит в качестве иллюстрации несложную арифметику г-жа Жолдак.


Молодо – зелено. Картина Энди Уорхола «Авария зелёной машины» (продана на аукционе Christie’s за $72 млн. в 2007 году) – одно из самых дорогих произведений послевоенного периода 

Бриллиантовый череп художника.Эта поделка Дэмиэна Хёрста подназванием «Ибо это и есть любовь к Господу» была продана за $100 млн. безпосредничества аукционов
Бриллиантовый череп художника. Эта поделка Дэмиэна Хёрста под названием «Ибо это и есть любовь к Господу» была продана за $100 млн. без посредничества аукционов


Ещё более динамично развивается отечественный рынок антиквариата. «Вы бы удивились, если бы узнали, кто и какие суммы тратит на искусство», – говорит Леонид Комский, директор антикварного салона «Дукат». Правда, называть имена и конкретные цифры он не может: информация конфиденциальна. Поэтому точно оценить объём этого сегмента рынка очень сложно. Но сумма достаточно большая, утверждает г-н Комский.

Более того, дороже, чем в Украине, антиквариат стоит лишь в России. Парадокс объясняется просто: у нас в стране в силу исторических причин антиквариата мало, а спрос постоянно растёт. Подключается также фактор времени. «Антиквариат всегда стоил дорого, – объясняет г-н Комский. – 130–140 лет назад Илья Остроухов (российский художник и коллекционер) платил за икону строгановского письма XVI–XVII веков от полутора до 2,5 тыс. рублей серебром. Это были очень большие деньги, ведь зарплата чиновника средней руки составляла тогда 25–40 рублей».

Антиквариат и произведения искусства – это хорошая инвестиция. «Понятно, что если человек купил подлинного Ван Гога или Малевича, то через 100 лет эти картины вряд ли будут стоить дешевле», – уверяет антиквар.



Самые дорогие картины мира
 

 Джексон  Поллок 

Картина:  
«№5,1948»

Нынешняя цена с учётом
инфляции
(млн.
долл.):
 
142,7

Нынешняя цена с учётом инфляции 
 (млн. 
 долл.): 
140     

Год  создания:  1948

Год 
продажи:

2006 

Виллем де  Кунинг

Картина: 
«Женщина ІІІ»

 Нынешняя цена с учётом инфляции (млн. долл.):
140,2

Цена при продаже (млн. долл.):   
137,5

Год 
создания:
1953

 Год
продажи: 

2006

 Густав Климт

 Картина:
«Портрет Адели 
Блох-Бауэр І»

Нынешняя цена с учётом инфляции (млн. долл.):
137,6

Цена при продаже (млн. долл.):  
135

 Год 
создания:

1907

 Год
    продажи:
       2006   

 Винсент Ван Гог

 Картина:
«Портрет 
доктора Гоше»

 Нынешняя цена с учётом инфляции (млн. долл.):
129,7

Цена при продаже (млн. долл.): 
 
82,5

 Год создания:
1890

 Год 
продажи:  

1990

 Пьер Огюст Ренуар

 Картина:    «Бал в Мулен де ла Галетт, Монмартр»

 Нынешняя цена с учётом инфляции (млн. долл.):
122,8

 Цена при продаже (млн. долл.):
78,1

 Год создания:
1876

 Год 
продажи:

1990

Пабло Пикассо

 Картина:
«Мальчик
 с трубкой»

 Нынешняя цена с учётом инфляции (млн. долл.):  113,4

Цена при продаже (млн. долл.):         104,2

 Год создания:
1905

 Год 
продажи:  

2004

 Винсент Ван Гог

 Картина:
«Ирисы»

Нынешняя цена с учётом инфляции (млн. долл.):
97,5

 Цена при продаже (млн. долл.):
53,9

 Год создания:  1889

 Год 
продажи:

1987

 Пабло Пикассо

 Картина: 
«Портрет Доры Маар»

Нынешняя цена с учётом инфляции (млн. долл.):
97,0

 Цена при продаже (млн. долл.):
95,2

 Год 
создания:

1941

Год
 продажи: 

2006

Винсент Ван Гог

 Картина:
«Портрет художника без бороды»

 Нынешняя цена с учётом инфляции (млн. долл.):   
90,1

Цена при продаже (млн. долл.):  
71,5

 Год 
создания:
1889

 Год 
продажи:  

1998

Густав Климт

 Картина:
«Портрет Адели 
Блох-Бауэр ІІ»

         

 Нынешняя цена с учётом инфляции (млн. долл.): 
89,1

Цена при продаже (млн. долл.): 
87,9

Год 
создания: 
1912

 Год 
продажи: 

2006

 

0
Делятся
Google+
Теги: ,
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.