Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
20+20

Шоу? Где? Когда? Как в Украину пришла мода на телевизионные шоу

Шоу? Где? Когда? Как в Украину пришла мода на телевизионные шоу
Насмотревшись как шутят, поют и готовят в эфире, украинцы решили, что телешоу – их неповторимый шанс прославиться и разбогатеть, - вспоминает журнал Фокус в спецпроекте 20+20
400

Первые украинские телешоу начинали свой путь к зрителям с нуля, конкурируя с российскими программами, имевшими давние советские традиции и преданную аудиторию. Шоуменам приходилось отстаивать желание найти собственный стиль и право на эксперименты в боях со зрительским консерватизмом. Обвинений в жлобстве и переездов с канала на канал не избежала ни одна из трёх самых украинских программ – «СВ-шоу», «Шоу довгоносикiв» и «Караоке на Майдане». Причём сохранить шоу в первозданном виде удалось только Игорю Кондратюку.


Разговоры на колёсах. За феерическими диалогами народной проводницы Верки Сердючки с гостями «СВ-шоу» несколько лет следили зрители нескольких стран
Вера – надежда
«Верка Сердючка – новый символ Украины наряду с салом, борщом, горилкой и книгой «Кобзарь». Ведущая самого экстремального ток-шоу на постсоветском ТВ, начисто лишённого провинциальной зажатости». Эта запись на российском музыкальном сайте была сделана в конце 90-х, когда «СВ-шоу» находилось на пике популярности.

Кроме отсутствия «провинциальной зажатости», его отличали незамысловатая идея, простые декорации и бьющая через край энергия артистов. Ведущей Верке Сердючке (Андрей Данилко) и её помощнице – молчаливой красавице Геле (актриса Радмила Щеголева) едва перевалило за 20.

Первое время рейтинги программы были невысоки, а украинские знаменитости с подозрением относились к перспективе засветиться в Веркином вагоне. Между тем мастерство Данилко росло на глазах. «Народный юмор», отличавший его «второе я», обогащался искромётными экспромтами. Хохотали до слёз не только гости, но и съёмочная группа: приходилось останавливать запись, чтобы телевизионщики могли прийти в себя. Через два года после старта программы звёзды становились в очередь, чтобы попить чайку с украинской народной проводницей. Данилко мог уложить в койку Людмилу Гурченко, напиться шампанским с Валентиной Талызиной, одеть Лолиту Милявскую в домашний халат.

Знаменитости, трепетно относящиеся к тому, как они выглядят на экране, позволяли проводнице в сползающих колготах «рубчиком» делать с ними всё что угодно.

Экс-продюсер шоу Евгений Дьяченко вспоминал ситуации, связанные с привычкой Данилко опаздывать на съёмки: «Люди приезжали в назначенное время, ждали по два-три часа. Некоторые – Светлана Тома, Лариса Гузеева – выходили из себя и уезжали. Клара Новикова просидела в Киеве неделю, ожидая, пока Андрей придёт в себя после болезни».


Остались с носами. Театр абсурда и изысканный юмор создателей «Шоу довгоносикiв» оказался не по зубам зрителю – программу закрыли

К 2000 году в России и Украине почти не осталось знаменитостей, не блиставших в «СВ-шоу». У Данилко началась активная гастрольная жизнь, времени на телевизионную деятельность не хватало. Рейтинговую программу закрыли встречей с Филиппом Киркоровым. Единственной звездой, не подпавшей под обаяние Верки Сердючки, оказалась Алла Пугачёва.

Нос чешется
«От юмористических программ в середине 90-х тошнило, – говорит Владимир Конько, работавший тогда на Одесской киностудии. – Свежую кровь в этот жанр могло впрыснуть что-то из ряда вон выходящее. Таким стало «Шоу довгоносиків».

Абсурд, неполиткорректные шутки, дикий суржик, странные носы и драки шоуменов резиновыми предметами с первой передачи расположили к себе поклонников незаурядного юмора. «Это была середина девяностых, достаточно абсурдистский, хаотический мир, – вспоминает сценарист шоу Георгий Конн. – Людей окунули в совершенно новую жизнь, не объяснив её законов. Мы просто засунули этот бардак внутрь телевизора».

Программы-совещания, где режиссёр подводил итоги проделанной работы и раздавал новые задания подчинённым, чередовались с сериалами – пародиями на популярные телепрограммы и фильмы. «Самая смешная – «Приключения Шерлока Холмса і його другу Доктора Ватсона», – считает Владимир Конько. – Чего стоит сцена с Холмсом, где он стоит с воткнутым в спину ножом от Мориарти и говорит «Спинным мозгом чувствую, разгадка где-то рядом». Были, конечно, и пресные серии, но они погоды не делали».

Сценарист и актёр Виктор Андриевский, сыгравший в шоу 14 ролей, уверен, что за жизнью «довгоносикiв» следила вся страна: «Одних шоу радовало и заряжало положительной энергией. А других – раздражало и возмущало». Георгий Конн «под большим секретом» сообщает, что у «Шоу довгоносиків» массовой аудитории никогда не было: «Юмор этот действительно специфичен. Но шоу произвело в телевизионном болоте такой мощный всплеск, что знали о нём все». Попытки расширить зрительскую аудиторию за счёт приглашения знаменитостей результатов не дали, «Шоу довгоносиків» закрылось. Более поздние реинкарнации с сокращённым составом актёров – «Мамаду» и «Комедийный квартет» – широкого резонанса не вызвали.

Зато как они поют

Принято считать, что эру талант-шоу на украинском телевидении открыл проект «Танцы со звёздами» в 2006 году. В действительности охота за самородками началась раньше. В конце 90-х украинцы впервые увидели «Караоке на Майдане», пережившую всех своих ровесниц.

«В течение нескольких лет страна начинала воскресенье с песен, – говорит историк Валентина Конкина. – Это нравилось старшему поколению, привыкшему завтракать под «Утреннюю почту» с Юрием Николаевым». Караоке заполнило телевизионный вакуум выходного дня. К музыкальным хитам, исполнявшимся участниками программы, добавилось то, что не снилось советским телеведущим: неподдельные эмоции гостей. «Открытый отбор четырёх участников из тысяч собравшихся, определение победителей с помощью оваций и пожертвований зрителей создаёт интригу, без которой хорошего шоу не сделаешь», – уверен Владимир Конько.

Автор нескольких телепроектов, бессменный ведущий и соавтор идеи «Караоке на Майдане» Игорь Кондратюк не раз признавался в любви именно к этому своему детищу: «Мне нравится работать с обычными людьми – непосредственными, искренними, иногда безголосыми. Если бы мне было с ними некомфортно, программа не существовала бы так долго». Без срывов и повторов «Караоке на Майдане» выходила восемь с половиной лет. После первого прокола (повтор передачи в эфире, случившийся не по вине Кондратюка) началось путешествие шоу по телеканалам, менялось время выхода в эфир. К тому времени армия поклонников программы пополнилось молодёжью, воспринимающей её как первую ступеньку к славе. Народной любви к уличной песне добавил запуск Кондратюком проекта «Шанс», который называют первой украинской фабрикой звёзд. Победители «Караоке…» получали возможность поработать в «Шансе» с профессионалами и выступить на сцене. Секрет непотопляемости «Караоке на Майдане» шоумен объясняет просто: «Мы попали в тот формат, который нужен нашему зрителю».

Со временем талант-шоу превратились в самый востребованный жанр на украинском ТВ. В отличие от «Караоке на Майдане», практически все они являются или клонами зарубежных проектов, или их адаптированными версиями. «Какой канал ни включи, везде таланты», –
смеётся Валентина Конкина. По её мнению, пассивными зрителями украинцы перестали быть в конце 90-х. Сейчас телевидение воспринимается как шанс выбиться в люди. «Желание стать звездой превратилось в национальную истерию, – считает историк. – На кастинги идут все, кто верит, что участие в проекте позволяет получить дивиденды, например, выгодные знакомства или возможность удачно выйти замуж». Г-жа Конкина уверена, что именно этим мы отличаемся от стран, производящих оригинальные талант-шоу: «На Западе в отборочных турах участвуют в основном состоявшиеся люди, которым реализации таланта не хватает для полного счастья. Жизненные проблемы за счёт талант-шоу там не решают уже лет 20».


Мирослава Васильченко
С песней весело
Полтавчанка Мирослава Васильченко рассказала Фокусу о своём увлечении уличной песней

Как всё начиналось
В конце 90-х перед отъездом в Киев на учёбу я дала слово одноклассникам, что спою в «Караоке на Майдане». Для меня это шоу как родное: смотрю, сколько его помню.

О трудностях
На запись собиралась огромная толпа, чтобы попасть в первые ряды, надо было занимать очередь в 6 утра. Я старалась петь погромче, но меня не выбирали. Подкараулила Кондратюка после съёмки и спросила, есть ли у меня шанс. Он сказал: «Приходьте». В следующий раз попала в четвёрку отобранных для участия в конкурсе. Проиграла. Мои соперники учились в институте Поплавского и профессионально занимались вокалом.

О радостях
Я попала в телеэфир, родные и знакомые были в восторге. Правда, киевские друзья их чувств не разделяли: столичные жители не любят «Караоке…». Кстати, после участия в конкурсе я стала заниматься вокалом. Пою уже 10 лет.

Первые национальные
Самые знаменитые телешоу 90-х


Маски-шоу
«Маски-шоу», 1992–2006
Жанр: Юмористическая программа
Первый выход: РТР
Что это было: Комедийный сериал в стиле немого кино
Ключевая фигура: Георгий Делиев, режиссёр, актёр
Главное достижение: Статус «лицо» украинского юмора 90-х
Что запомнилось: Чёрный юмор, актриса Эвелина Блёданс в роли медсестры

«Территория А», 1995–2000
Жанр: Музыкальная развлекательная программа
Первый выход: ICTV
Что это было: Хит-парад клипов украинских исполнителей
Ключевая фигура: Анжелика Рудницкая, певица, художник
Главное достижение: Телевизионный старт украинской эстрады эпохи независимости.
Что запомнилось: Первое появление на ТВ Александра Пономарёва, Русланы, Ани Лорак, «Океана Эльзы»


Табу
«Табу», 1997–2001
Жанр: Ток-шоу
Первый выход: «1+1»
Что это было: Программа, где ведущий и гость обсуждали темы, которые не принято обсуждать
Ключевая фигура: Мыкола Вересень, журналист, телеведущий
Главное достижение: Не поддающаяся клонированию манера ведущего строить диалог
Что запомнилось: Первые на украинском ТВ подтяжки ведущего в стиле Ларри Кинга и Влада Листьева

«Шоу довгоносикiв», 1996–1999
Жанр: Юмористическое скетч-шоу
Первый выход: Телекомпания «ПРО-ТБ»
Ключевая фигура: Виктор Андриенко, актёр, сценарист, человек-оркестр
Что это было: Программы в форме творческих планёрок, репортажи из артистического закулисья, пародийные сериалы, общение с представителями украинского шоу-бизнеса
Главное достижение: Было смешно
Что запомнилось: Фраза «финал апофэёз нашого грандийозного хфиаско», уникальный реквизит, найденный на помойках и домашних кухнях артистов

«СВ-шоу», 1997–2000
Жанр: Развлекательное ток-шоу
Первый выход: «1+1»
Ключевая фигура :Андрей Данилко в образе Верки Сердючки
Что это было: Разговор ведущего с приглашённой звездой на сцене, декорированной под спальный вагон
Главное достижение: Превращение рядового ток-шоу в талант-шоу для знаменитостей
Что запомнилось: Эволюция невоспитанной проводницы в невоспитанную поп-звезду

Лариса Даниленко, Фокус

4
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.