Диана Попова: культура должна жить без бюджетных денег
Руководитель Департамента культуры КГГА Диана Попова рассказала Focus.ua о том, как она собирается решать конфликты вокруг кинотеатра "Жовтень", столичных театров и парков
За последние годы в культурной сфере Киева накопилось много очень острых проблем. При этом Департамент культуры Киевской госадминистрации с конца октября возглавляет новый руководитель - Диана Попова. На должность директора департамента ее назначили после трех месяцев государственной службы.
Большую часть этого времени она выполняла обязанности скандально известного предыдущего директора департамента - Светланы Зориной. В КГГА Попова пришла из Верховной Рады, где работала помощником народного депутата.
На протяжении 13 лет (2001-2014) нынешний руководитель Департамента культуры занималась семейным бизнесом - конно-спортивным комплексом под Киевом, где возглавляла ресторанное направление.
Диана Попова любит вспоминать о причастности к продвижению украинских художников и охотно делится своим представлением о культуре. Наибольшим достижением своей отрасли считает то, что ее подопечные научились все делать без денег.
Приход Поповой в департамент совпал с печальным событием для культурной жизни столицы: на следующий день после ее назначения сгорел кинотеатр "Жовтень". Он до сих пор стоит без крыши, а в Киевсовете развернули кампанию за предоставление ему охранного статуса.
В Печерском райсуде Киева открыто уже два судебных производства по иску к Департаменту культуры КГГА и лично Диане Поповой. Судится коммунальный Театр пластической драмы на Печерске. Он просит суд признать незаконным бездействие департамента, который отказывается по требованию трудового коллектива уволить назначенного летом и.о. руководителя театра Александра Никифорова.
Актеры жалуются, что тот так и не объявил открытый конкурс на нового худрука театра, как этого требует закон, а представителей Департамента культуры не было ни на одном из судебных заседаний. В январе актеры театра вышли на улицу, обвиняя новое руководство департамента в участии в рейдерской схеме, первым звеном которой считают реорганизацию и ликвидацию театра в качестве юридического лица.
В апреле 2014 года с обвинением в рейдерстве выступил также Дом актера, которому Департамент культуры (тогда еще под руководством Зориной) отказался продлевать аренду.
В кабинете Дианы Поповой на одной стене висит картинка с "йолкой" на Майдане, на другой – план новогоднего городка на Софийской площади.
Культурный конденсат
В своих старых интервью вы говорили, что мечтаете открыть детскую конную школу. Почему изменили своей мечте, и пошли на государственную службу?
– 2014 год изменил всех. Те люди, которые почувствовали внутреннюю потребность к переменам, начали менять, в первую очередь, себя. И когда меня пригласили на эту должность, я поняла: или мы сейчас возьмемся за руки и что-то изменим, или этих изменений никогда не произойдет.
Не пугает ли вас зарплата госслужащего?
– Конечно, невозможно жить на зарплату госслужащего всегда. Но я чувствую, что сейчас я могу себе это позволить.
То есть для вас эта должность временная?
– Мне кажется, вся страна сейчас думает о том, как сделать, чтобы госслужащие чувствовали финансовую независимость.
Но эту зарплату никогда нельзя будет сравнить с заработком в бизнесе.
– Бизнес бывает разным. Я принадлежу к той когорте людей, которая может сказать: "Достаточно". В бизнесе я тоже не хотела заработать побольше. Кони никогда не будут давать больших прибылей, по крайней мере, в Украине. Но этот бизнес дает огромное удовольствие и меняет мир к лучшему.
Назовите основные достижения Департамента культуры КГГА под вашим руководством.
– Я бы не делала таких реперных точек, я бы хотела сказать в общем. Для меня культура — это некий конденсат, который человек может выдать, имея определенные достижения в духовной сфере.
Чем больше у человека духовности внутри, тем больше этот конденсат проецируется наружу. И чем меньше духовности в людях, тем ниже уровень культуры в обществе.
Многие деятели культуры очень помогают АТО и раненым. Я считаю, это огромное достижение культуры, не мое лично или моего департамента, а культуры вообще.
Во-вторых, я считаю достижением, что мы научились все делать без денег, не тратя ни копейки из бюджета. До сих пор государственные художественные мероприятия всегда проходили за бешеные деньги. Никто не думал о том, что можно привлекать средства извне — меценаты, спонсоры, краудфандинг... Например, сейчас так решаются проблемы со сгоревшим кинотеатром "Жовтень".
"Жовтень" засыпает снегом
Поддерживаете ли вы позицию о предоставлении "Жовтню" статуса охраняемой памятки, за что уже проголосовали в первом чтении в Киевсовете?
– Я бы не хотела говорить на эту тему, потому что я не понимаю, чего добивается депутат Дмитрий Гордон. Честное слово. Мы провели не одно совещание, и в узком кругу, и в широком, но я до сих пор не понимаю, зачем все это.
А когда ты не понимаешь, тебе трудно это оценить. Моя единственная мотивация — восстановить кинотеатр и сделать это как можно быстрее.
Кинотеатр до сих пор без крыши, его засыпает снегом и дождем. На крышу нужно 200 тыс. грн. Предусмотрены ли эти средства в бюджете Киева?
– Дело в том, что распорядителем бюджетных средств на восстановление кинотеатра "Жовтень" будет не Департамент культуры, а Департамент строительства. Восстановлением будет заниматься КП "Житлоинвестбуд-УКБ". Это определено в распоряжении о реконструкции кинотеатра, которое уже подписал Виталий Кличко.
Департамент культуры будет следить за тем, чтобы здание выполняло свою первичную функцию и после восстановления стало современным кинотеатром ХХІ века. Мы выступаем за сохранение внешних архитектурных форм, но внутри он должен отвечать современным стандартам. Например, планируется приспособить его для людей с ограниченными возможностями.
Департамент культуры КМДА. Фото из Facebook Дианы Поповой
Пластический конфликт
На ваш департамент подал в суд Театр пластической драмы на Печерске. Как вы намерены решить этот конфликт?
– Моя позиция по этому вопросу такова: у меня есть театр, имеющий помещение, получающий немало бюджетных средств и выдающий максимум восемь спектаклей в месяц. Так было на протяжении 2014 года. При этом все другие театры делают по 30 спектаклей в месяц.
У меня есть еще один театр — "Золотые ворота", который не имеет помещения. И я понимаю, что помещение, которое используется для спектаклей восемь раз в месяц, можно спокойно разделить с другим театром.
Так делают все. Так делает Молодой театр, пуская на свою сцену Малый драматический театр, так делает Театр на Левом берегу, Кукольный театр.
При этом эти театры не ликвидируют юридически, как в случае с Театром пластической драмы.
– Я понимала, что Театру пластической драмы это не подходит. Но Вы не получайте тогда деньги. Не будьте коммунальным театром, и тогда вы сможете делать то, что хотите. Но если вы получаете деньги из бюджета, то будете делать так, как скажут киевляне.
Пытались ли Вы решить конфликт, чтобы не доводить дело до суда?
– Лично я впервые встретилась с коллективом театра на прошлой неделе, после пикета возле Департамента культуры. Но это не значит, что мои сотрудники из Департамента культуры не встречались с коллективом.
В пользу нашего решения у нас есть три аргумента. Во-первых, бюджет 2015 года не оставляет нам шансов выжить, не меняясь. Во-вторых, мы полностью оставляем артистический состав и жанр Театра пластической драмы, и будем следить, чтобы они сохранились. В-третьих, мы получили согласие всех профильных комиссий Киевсовета и Министерства культуры.
Мы экономим порядка 230 тыс. грн в год на административном персонале. Это дает возможность развиваться обоим театрам: одни не тратят деньги на аренду, другие не тратят деньги на административный персонал.
Почему Театр пластической драмы вливают в театр "Золотые ворота", у которого нет собственного помещения, а не наоборот?
– С точки зрения организационной формы это гораздо правильнее и удобнее, потому что в театре "Золотые ворота" есть директор, а в Театре пластической драмы есть только и.о. директора.
Кроме того, у Театра пластической драмы заканчивается контракт на помещение в марте следующего года. Его все равно нужно было бы переоформлять, теперь мы это будем делать с новой организационной структурой.
Театр "Золотые ворота" имеет 35-летнюю историю, а Театру пластической драмы на Печерске — 26 лет. Кроме того, мы считаем, что театр "Золотые ворота" имеет гораздо большую компетенцию, чем Театр пластдрамы, для того, чтобы развивать много направлений. Поэтому нам кажется более правильной именно такая форма реорганизации.
Но ведь то, что у театра сейчас нет собственного худрука — не их вина.
– Я и не говорю, что они в чем-то виноваты. Речь идет о том, что социальный заказ на Театр пластической драмы позволяет им давать такое количество спектаклей, как и сейчас, но в составе другого учреждения.
Есть ли у нового руководителя "Золотых ворот" Стаса Жиркова необходимый опыт и навыки для развития пластической драмы?
– Театр пластической драмы может сотрудничать с режиссерами по своему усмотрению, в том числе приглашенными. Режиссер — это не худрук, тут у них есть свобода выбора.
Что с другими коммунальными театрами, не имеющими собственного помещения? Например, Театр марионеток. Тоже будете их куда-то подселять?
Возможно. Будем решать вопрос каждого театра индивидуально.
Парки боятся застройки
Директоры киевских парков пожаловались президенту Украины на ваши планы объединить их в одну структуру. Они в этом видят схему захвата уникальных территорий парков, и утверждают, что решение готовилось за закрытыми дверями. Так ли это? Чем такое объединение выгодно для киевлян?
– Мы несколько раз встречались с директорами парков и, на мой взгляд, тут та же история, что и с Театром пластической драмы.
Во-первых, директора парков остаются на своих местах. Во-вторых, в бюджете Киева на данный момент денег на них нет, нужно искать другие возможности для развития.
На данный момент у киевских парков есть только старые аттракционы, но нет ни туалетов, ни света, ни зеленых насаждений, потому что все это находится в собственности других служб — "Киевзеленстроя", "Киевсвета" и т. д.
Сейчас директора парков распоряжаются только небольшой территорией вокруг сцены. А сам парк управляется "Киевзеленбудом". Объединение дирекций в одно КП необходимо для того, чтобы все имущество, которое находится на территории парка, ему и принадлежало.
Мы считаем, что развитию парков могут помочь краудфандинг и благотворительные фонды. Есть много инвесторов, но они хотят гарантий. Именно такие гарантии сможет дать единое КП, куда войдут все парки.
Какие гарантии того, что инвестор не станет застраивать парки?
– Для этого существуем мы. Кроме того, существуют разные формы сотрудничества, в частности, концессия. Обязательно будет публичный диалог по этому поводу.