Клин клином. Как на свет появилась гомеопатия

Александр Бейдеман. Гомеопатия, взирающая на ужасы Аллопатии
Александр Бейдеман. Гомеопатия, взирающая на ужасы Аллопатии

Как немецкий вундеркинд Христиан Фридрих Самуэль Ганеман стал отцом гомеопатии, и какую роль в становлении этой сомнительной практики сыграла традиционная медицина образца XVIII века, рассказывается в материале Popular Science

Related video

Гомеопатия ведет свое начало еще от древнегреческой медицины. В 400 году до н. э. Гиппократ прописывал небольшое количество корня мандрагоры в качестве лекарственного средства от помешательства, основываясь на теории, что "подобное лечит подобное". Если большое количество мандрагоры может вызвать болезненное состояние, тогда, возможно, малое количество может от него излечить? Это стало известно как "учение о сигнатурах" и послужило основой для совершенно новой медицинской традиции. Но как древняя практика прошла современное возрождение? На сцену вышел Христиан Фридрих Самуэль Ганеман.

Отец гомеопатии

Родившийся в 1755 году в Мейсене, недалеко от Дрездена, Ганеман был, что называется, вундеркиндом. Его отец, презирая формальное образование, заменил ему школу "уроками мышления", на которых поручал мальчику просто сидеть и думать. Несмотря на столь необычный метод (или, может быть, благодаря ему), Ганеман быстро освоил фармацевтику, ботанику, физику и как минимум десять языков. Поработав какое-то время переводчиком, он стал изучать медицину в Лейпциге и Вене и, наконец, окончил Университет Эрлангена.

В конце XVIII века медицина была странным и диким занятием. Было множество теорий и исследований, множество причудливых экспериментов и ​​методов лечения. Это была эпоха героической медицины, когда лечение назначалось, чтобы сбалансировать телесные соки. Процесс сопровождался большим количеством потоотделения, кровопускания и рвоты.

Будучи относительным новичком в медицине, Ганеман взглянул на все это и подумал: "Знаете, я думаю, что мы наносим больше вреда, чем пользы". Он выступал за чистоту, правильную диету, свежий воздух и упражнения как основу хорошего здоровья, с чем, на самом деле, сложно не согласиться.

Со временем, однако, он разочаровался в ненаучных методах лечения других врачей и снова занялся переводами. Во время работы над "Materia medica" Уильяма Коллинза он наткнулся на абзац, описывающий кору хинного дерева как лекарство от малярии и, из любопытства, проверил его на себе. Хотя кора и содержала хинин, который действительно является средством от малярии, у Ганемана после его приема фактически развились симптомы заболевания.

Не зная, что это было результатом отравления хинином, он ошибочно последовал той же логике, что и древние греки, и стал испытывать небольшие количества ядовитых трав и животного яда на себе, друзьях и даже на своих одиннадцати детях.

Однако, когда эти вещества получали в небольших количествах уже больные люди, им становилось еще хуже. Но он пошел дальше: Ганеман понял, что нужны еще меньшие количества: 1 капля травяного экстракта на 99 капель воды или спирта, затем капля полученной смеси, разведенная в сто раз, и еще, и еще. Реально, в растворе не остается сколько-нибудь заметного или эффективного количества вещества, за исключением "следа" или "эха". Эта разбавленная смесь (в основном вода или спирт), выдавалась пациенту. Ганеман назвал свою идею "гомеопатией", от греческих слов homoios — "подобный" и "pathos" — "болезнь".

При том, что Ганеман называл многих других врачей опасными и эксцентричными, его самого многие считали шарлатаном. Несмотря на это он получил покровительство и защиту эрцгерцога Саксонии, так о чем ему было беспокоиться? Со временем он снова женился и переехал в Париж, прежде чем умер в возрасте 90 лет.

Удачное совпадение

В 1820-х годах доктор Константин Геринг исследовал теории Ганемана с целью научного их опровержения. Препарируя труп, Геринг сильно порезал палец, что привело к образованию гангрены, и многие другие врачи рекомендовали ампутацию. Будучи не восторге от этой перспективы, Геринг в отчаянии решил дать гомеопатии шанс и применил варево, содержащее раствор мышьяковистого ангидрида. К его удивлению, рана зажила, и ему удалось сохранить палец. Под впечатлением от этого исцеления доктор Геринг обратился в новую веру и помог в 1848 году основать Гомеопатический медицинский колледж штата Пенсильвания (теперь является частью Университета Дрекселя).

К 1900 году в США существовало 111 гомеопатических больниц и 22 медицинских института, практикующих гомеопатию, однако падение этой дисциплины было столь же резким, как и подъем. По мере роста научных знаний о медицине, гомеопатия быстро вышла из моды, к 1923 году в стране ее изучали только в двух институтах.

На сегодняшний день доказательств, подтверждающих использование гомеопатии. Гомеопатия может быть опасной, поскольку она удерживает людей от поиска настоящего лечения, а это уже обман. Тот факт, что гомеопатические препараты продаются вместе с настоящими лекарствами – одна из самых глупых вещей на Земле, и это в 2018-м году.

В столь ироничной манере история гомеопатии описывается в одной из глав книги супругов Джастина и Сидни МакЭлрой, ведущих подкаст Sawbones, посвященный странным медицинским практикам и суевериям. Отрывок из книги опубликован на сайте Popular Science.