Имя зверя. Зачем ученые называют новые виды животных в честь Трампа или магистра Йоды

Фото пользователя GDJ на Pixabay

Литература и кино, политика и шоу-бизнес – в поисках подходящих имен для новых видов ученые обращаются к разным источникам. Какие вымышленные герои и реальные личности вдохновляют исследователей и почему они называют в их честь целые группы живых существ, разбирался Фокус

Когда в 90-х на экраны вышел первый "Парк Юрского периода", мир восхищался тем, насоклько реалистично были воссозданы динозавры – доисторические гиганты, которых никто не видел воочию, выглядели будто живые. Возможно, не за горами то время, когда подобную реакцию будут вызывать компьютерные модели слонов, носорогов, пингвинов и других животных, сегодня живущих по соседству с человеком. Ведь исчезновение видов на Земле достигло масштабов, каких не бывало со времен вымирания динозавров.

Но не стоит думать, что это дорога с односторонним движением. Ученые ежегодно открывают новые виды. Например, немецкий энтомолог Александр Ридель за годы работы на островах Малайского архипелага и Новой Гвинее описал пару сотен новых видов жуков-долгоносиков. Так что, трудностей с поиском материала для исследований у него не было.

Риделю пришлось столкнуться с другой проблемой: не так-то просто подобрать названия сотне живых существ. Он называл их в честь известных ученых и греческих богов, мест обитания и частей тела, пустил в ход имена жены и дочери, а однажды даже использовал телефонный справочник. Но вряд ли он бы приобрел широкую известность вне узких кругов, если бы не обратился к массовой культуре. Так на свет появились долгоносики, названные в честь магистра Йоды (Trigonopterus yoda) из "Звездных войн" и персонажей французских комиксов Астерикса (Trigonopterus asterix) и Обеликса (Trigonopterus obelix).

И это отнюдь не единственный случай, когда ученые выбирают необычных муз, придумывая названия новым видам.

Из Шира в Белый дом

Исследователи начали искать вдохновение в культурном наследии человечества довольно давно. И далеко не всегда источником служила античная мифология, к которой и сегодня в поисках громких названий прибегают все, кому не лень. Например, еще в 1896-м году целый род пауков-скакунов, обитающих в Центральной и Южной Америке, был назван в честь волка Акелы (Akela), персонажа "Книги джунглей". А ведь в то время произведению Редьярда Киплинга не было и пяти лет – очевидно, тогда оно было не менее популярно, чем современные голливудские блокбастеры.

К слову, сам автор удостоился именного вида много позже, только в 2011-м году. И то животное, хоть и оказалось новым для науки, для планеты было давно устаревшим. Киплинг подарил свое имя крокодилоподобной рептилии Goniopholis kiplingi, вымершей десятки миллионов лет назад. Других желающих увековечить имя британского писателя таким образом пока не нашлось.

В научном сообществе у Киплинга оказалось куда меньше поклонников, чем у его коллеги и соотечественника Джона Р. Р. Толкина. Его именем названо, по меньшей мере, 5 видов, как вымерших, так и ныне здравствующих. А популярности его литературных героев можно только позавидовать. Персонажи "Хоббита" и "Властелина колец" подарили свои имена более чем полусотне насекомых, рыб, земноводных и даже динозавров.

Вообще среди ученых, исследующих животный мир, любовь к фэнтези – распространенное явление. И ценят они не только классику жанра, но и популярные новинки. Например, в 2016-м году исследователи обнаружили в юго-западной Индии новый вид паука, который получил имя Eriovixia gryffindori в честь распределяющей шляпы, владельцем которой в книгах о Гарри Поттере был Годрик Гриффиндор. Кстати, открытие совпало с выходом фильма "Фантастические твари и где они обитают", действие которого также происходит в вымышленном мире Джоан Роулинг.

Eriovixia gryffindori и правда напоминает шляпу волшебника

А за 2 года до этого 7 новых видов ос-бетилид получили имена в честь великих домов Вестероса из цикла романов "Песнь льда и пламени". И это отнюдь не единственный случай, когда персонажи Джорджа Мартина вдохновляли ученых. А учитывая скорый выход финального сезона "Игры престолов", можно с уверенностью говорить, что он и далеко не последний.

Названия для новых животных ученые черпают не только в литературе, но и в других видах искусства. Еще в 20-х годах минувшего века имя Бетховена досталось паразитическому наезднику Mozartella beethoveni. Джеймс Браун и Элвис Пресли, Боб Марли и Мик Джаггер, Шакира и Леди Гага – эти и другие музыканты со временем получили по именному виду, а то и не одному.

Развитие кино и телевидения также обеспечило исследователям широкий простор для поиска муз. Долгоносик Риделя – уже четвертое живое существо, получившее название в честь магистра Йоды. Дарт Вейдер, имперские штурмовики, Падме Амидала, Чубакка, и конечно, Люк Скайуокер тоже были увековечены в природе таким образом.

К слову, джедаю очень повезло с животным. По очевидным причинам в классе насекомых новые виды появляются чаще, чем среди млекопитающих. Поэтому заполучить себе примата (Skywalker hoolock gibbon), как в случае со Скайуокером – большая удача.

Одной из немногих настоящих знаменитостей, которая может похвастаться тем же, является британский комик Джон Клиз. Еще в 1997-м году в фильме "Свирепые создания" он исполнил роль питающего слабость к лемурам директора зоопарка. Несколько лет спустя, когда ученые отыскали на Мадагаскаре новый вид лемуров, они назвали его в честь Клиза Avahi cleesei. К слову, они уже находятся на грани вымирания, равно как и Skywalker hoolock gibbon.

Впрочем, не всегда ученые обращают взор на искусство или знаменитостей – политики тоже идут в ход. Например, в пришлом году новый вид амфибии был назван в честь президента США Дональда Трампа. Казалось бы, политик, отрицающий глобальное потепление, должен быть последним в списке людей, чьим именем следует называть целую группу живых существ. Но с Трампом случай особый.

Здравствуй, тезка - EnviroBuild

По сути, в честь нынешнего президента Соединенных Штатов было названо скользкое земноводное, напоминающее большого червяка и имеющее привычку зарывать голову в песок. Авторы названия Dermophis donaldtrumpi полагают, что именно это и роднит Трампа с амфибией, поскольку напоминает его позицию в отношении изменений климата. Так что, американскому лидеру именной вид особой чести не делает. И потом, даже у Адольфа Гитлера есть собственный жук – Anophthalmus hitleri.

Раз и навсегда

К настоящему моменту у вас уже мог возникнуть вопрос: а так вообще можно? Одно дело назвать в честь Бэтмена любимую рыбку и совершенно другое – целый вид, который может просуществовать тысячелетия. На самом деле можно.

Ради чего давать животным названия из массовой культуры? Чтобы люди увидели его в Twitter, улыбнулись, сказали "круто" и вернулись к своим делам"

Имена животным даются согласно биноминальной номенклатуре, по которой их название должно включать имя рода и имя вида. Кроме того, оно должно быть опубликовано в научном издании. Однако каких-либо правил, ограничивающих фантазию ученых, не предусмотрено.

Почему исследователи не отказывают себе в удовольствии проявлять ее? Ответ прост: так интереснее.

"В основном, если вы публикуете исследование о кишечных микробах термитов, то не привлекаете особо много внимания, даже большинству представителей данной научной отрасли на это наплевать", – говорит Дэвид Рой Смит, который изучает эти микроорганизмы в Университете Западного Онтарио.

Так что использование имен киногероев или знаменитостей помогает привлечь внимание к открытиям, которые в противном случае могли бы пройти мимо широкой общественности.

"Все считают ученых очень серьезными людьми. Но если добавить немного веселья в свою работу, то публике это понравится и она оценит ее немного больше", – отмечает Смит.

Впрочем, с канадским ученым согласны не все, ведь забавные имена закрепляются за животными навсегда. "Интерес СМИ угаснет, а название Ктулху останется и будет преследовать биологов, изучающих этот организм, и завтра и через 200 лет, – рассказывает исследователь из Университета Британской Колумбии Хуан Салдарьяга. – Его сложно произносить и для людей не знакомых с творчеством Лавкрафта оно звучит совершенно непонятно. И все это ради чего? Чтобы люди увидели название в Twitter, улыбнулись, сказали "круто" и вернулись к своим делам".

Эллинор Майкл из Международного комитета по биономенклатуре придерживается нейтральной позиции. "Я вижу смысл в звездных именах, но это смущает меня настолько же, насколько забавляет. Все, что приводит публику в восторг – в основном хорошо. В основном", - говорит она.

Впрочем, несмотря на то, что не все поддерживают идею легкомысленных названий для новых видов, вряд ли это остановит их использование. Буквально на днях 4 вида колумбийских пауков объединили в род, названный в честь штурмовиков из "Звездных войн". Так что количество Дартов Вейдеров, Толкинов а может, и Трампов в природе будет расти. И это действительно забавно.