Вам посылка. Как 3 частные компании помогут NASA вернуться на Луну

Фото: NASA
Фото: NASA

NASA выбрало 3 частные компании, которые помогут американскому агентству в осуществлении плана по доставке людей на Луну к 2024-му году. Что это за компании, и какую помощь они окажут, рассказывает Фокус

Со времен завершения программы "Аполлон" по Луне бродили только механические исследователи, но теперь NASA готовится вновь доставить туда человека. И решать эту задачу в одиночку агентство не намерено. Еще в прошлом году оно запустило программу с говорящим названием "Коммерческие доставки полезных грузов на Луну" (CLPS). Тогда помочь NASA вызвалось 9 частных компаний, а теперь агентство выбрало три, которым предстоит привезти научно-техническое оборудование на земной спутник в 2020-2021 годах. И это лишь один из этапов более грандиозного замысла.

"В следующем году наши первоначальные научно-технические изыскания будут проводиться на лунной поверхности, что поможет нам отправить первую женщину и следующего мужчину на Луну через 5 лет", – говорит директор NASA Джим Брайденстайн.

Контракт стоимостью $97 млн на доставку четырех грузов получила компания Orbit Beyond. Она должна до сентября 2020 года посадить свой аппарат в Море Дождей –лунном море, расположенном в северо-западной части видимой с Земли стороны Луны. Вторая компания Astrobotic Technologies, получившая от NASA $79,5 млн, должна к июлю 2021 года доставить 14 грузов в Озеро Смерти. К этому же сроку компания Intuitive Machines, которой досталось $77 млн, обязана высадить свой аппарат в Океане Бурь с пятью грузами на борту.

Fullscreen

Intuitive Machines обещает доставить на Луну 5 "посылок" с полезными грузами, а Astrobotic – целых 14 – NASA

Все три команды утверждают, что смогут уложиться в столь строгий график. Правда, как им это удастся – большой вопрос. Так, ранее Intuitive Machines и OrbitBeyond заявили, что будут запускать свои аппараты на ракетах Falcon 9 компании SpaceX. Однако позже они признали, что еще не заключили соответствующие контракты.

Точный список полезных грузов будет определен к концу лета. Ожидается, что это будут приборы для навигации, измерения местного излучения и проведения различных научных экспериментов.

"То, что мы узнаем, не только изменит наш взгляд на Вселенную, но и подготовит нас к высадке людей на Луну, а затем и на Марс", – говорит заместитель руководителя управления научных миссий NASA Томас Цурбухен. По его словам, миссии CLPS приблизят человечество к разгадке многих научных загадок Луны, Солнечной системы и даже пространства за ее пределами.

Частные причастные

В последнее время NASA активно налаживает связи с представителями бизнеса. Только на прошлой неделе агентство выбрало 12 проведенных частными компаниями исследований на тему, как можно зарабатывать на низкой околоземной орбите. Свои идеи предложили такие гиганты, как Boeing и Deloitte Consulting, и заинтересовать агентство им удалось.

Пока речи о превращении этих замыслов в конкретные проекты не идет, но в NASA утверждают, что данные предложения "помогут создать будущую политику поддержки коммерческой активности, которая поможет сформировать устойчивую экономику низкой околоземной орбиты".

Вскоре после этого NASA назвало имя частной компании, которая поспособствует осуществлению проекта Gateway – космической станции, которая разместится на орбите Луны. Возможность приложить руку к проекту и 375 миллионов долларов получила фирма Maxar Technologies. Ей предстоит построить модуль, который обеспечит Gateway электроэнергией, а также связью с Землей.

Да и для участников программы CLPS работы еще хватит. NASA планирует позже провести дополнительный тендер на участие в CLPS. К нему будут допущены все девять команд из первого этапа конкурса. Среди них – компания с украинскими корнями Firefly Aerospace. Ее головной офис находится в США, а проектно-исследовательский центр – в Днепре. Ранее эта компания называлась Firefly Space Systems, в 2017 году ее выкупил и перезапустил украинский предприниматель и основатель Noosphere Ventures Максим Поляков. Она разрабатывает легкие транспортники для доставки грузов на околоземную орбиту.

Помимо Firefly Aerospace и тройки финалистов, за лунные контракты с NASA поборются Lockheed Martin, Moon Express, Masten Space Systems, Deep Space Systems, Draper. Компании SpaceX Илона Маска и Blue Origin Джеффа Безоса в список не попали, хотя проявляли интерес к проекту.