Хьюстон, у нас проблемы. Что может помешать Джеффу Безосу покорить космос
У главы Blue Origin Джеффа Безоса большие планы по освоению Луны и космоса. Готов ли он к их воплощению сегодня, может ли ему помочь NASA и есть ли у него право использовать ресурсы земного спутника, рассказывает Фокус
Обычно, когда речь заходит о частных компаниях, мечтающих покорить космос, на ум первым делом приходит SpaceX. Это и неудивительно, учитывая, что ей удалось отметиться не только заманчивыми обещаниями, но и вполне реальными успехами. Да и ее основатель Илон Маск умеет привлекать внимание, как никто. Однако на прошлой неделе вся слава (тоже вполне заслуженно) досталась другому миллиардеру и энтузиасту освоения космоса Джеффу Безосу и его компании Blue Origin.
Безос показал аппарат для посадки на Луну под названием Blue Moon, расхвалил перспективы добычи ресурсов спутника и обрисовал радужное будущее человечества, в котором Земля используется людьми исключительно для жизни, а все вредное производство и добыча ископаемых перенесена в космос. И хотя многое из сказанного главой Blue Origin звучит увлекательно и многообещающе, путь к реализации этих замыслов обещает быть тернистым.
Желания и возможности
Прежде всего, Blue Origin еще предстоит довести до ума и доказать функциональность и безопасность своих разработок. Только в начале месяца компания успешно испытала систему New Shepard, которой в будущем предстоит возить космических туристов. Тесты прошли успешно и уже не в первый раз, но пока все они проходили без людей на борту. А доказать, что ее космические аппараты способны на это, компании придется, если она хочет доставлять астронавтов на Луну.
Но New Shepard предназначена для суборбитальных полетов и способна разгоняться максимум до 3,5 тысяч км/ч. Для сравнения, чтобы вывести полезный груз на орбиту, нужна ракета, способная развить скорость более 28 тысяч км/ч. Как видно, возможности New Shepard невелики. У Blue Origin есть ракета-носитель и помощнее (New Glenn), но пока только в проекте – свой первый полет она совершит не раньше 2021-го года.
Тяжелая ракета-носитель New Glenn пока летает только на картинках – Blue Origin
Да и сам Blue Moon далек от завершения. На презентации Безос показал только макет посадочного модуля. Вместе с ним был показан и новый двигатель BE-7, который работает на жидких водороде и кислороде. Точнее будет работать, поскольку он тоже еще не готов полностью, и только грядущим летом пройдет свое первое огневое испытание.
Таким образом, на сегодняшний день все технические средства, которые бы помогли Blue Origin оказаться на Луне находятся в разработке. На то, чтобы довести все до ума, времени у нее хватает – отправка Blue Moon намечена только на 2024-й год. 5 лет – довольно долгий срок на подготовку, но и сделать нужно многое, и на каждом этапе что-то может пойти не так. Впрочем, Blue Origin не обязательно достигать поставленных целей самостоятельно. Она вполне может объединить усилия с NASA.
Хороша NASA, да не наша
Американское аэрокосмическое агентство планировало доставить своего человека на Луну к 2028 году, но недавно ему пришлось скорректировать свои планы. В марте вице-президент США Майк Пенс сообщил, что Белый дом потребовал от NASA ускориться и достичь этой цели 2024-му. "Любым способом", как отметил тогда Пенс, и обращение к партнерам из частного сектора вполне подходит под это требование.
Безос это понимает. В ходе презентации он отметил, что он "в восторге" от поставленной вице-президентом задачи, и Blue Origin может уложиться в указанный срок. "Они на самом деле пытаются обыграть очевидные связи между своей работой и потребностями NASA, – говорит Лаура Форчик, основатель консалтинговой компании по вопросам освоения космоса Astralytical. – Я вижу здесь не конкуренцию с NASA, а попытку наладить сотрудничество с агентством".
ИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Глубоко над Землей. Как добыча природных ресурсов Луны обогатит человечество
Но даже если бы агентство готово было ответить взаимностью прямо сейчас, у него есть собственные проблемы. Ускорение темпов потребует не только дополнительных усилий, но и больше денег. На днях NASA представило обновленный бюджет на 2020 финансовый год и запросило в нем дополнительные $1,6 млрд на реализацию лунных планов. Из них миллиард пойдет на "поддержку разработок коммерческих посадочных систем на три года раньше, чем планировалось". Остальное будет вложено в создание сверхтяжелой ракеты носителя SLS и других технологий, необходимых для путешествия на Луну и ее исследования.
Вот такой аппарат может доставить астронавтов NASA на Луну, если у самого агентства такой возможности не будет – Mark Wilson/Getty Images
NASA даже пришлось урезать финансирование Gateway – космической станции, которая должна разместиться на орбите земного спутника и стать местом, откуда астронавты могли бы спускаться на его поверхность. Если в прошлой версии бюджета проект должен был получить $824 млн, то теперь сумма сократилась до $321 млн.
Но сколько бы NASA ни затягивало пояса, ее просьбу еще должен удовлетворить конгресс, члены которого и раньше скептически относились к инициативе администрации Дональда Трампа. Не все понимали, зачем так спешить на Луну, тем более в ущерб другим научным сферам. И ведь речь идет о финансировании только одного года, а NASA само признает, что дополнительные средства понадобятся и дальше.
Но чем бы ни закончилась история с бюджетом, между агентством и Blue Origin пока нет договоренностей. Только в конце мая NASA начнет принимать заявки от компаний, желающих помочь ему в создании лунных посадочных систем. И в этом списке Blue Origin – не единственное громкое имя. Свой аппарат для высадки на Луну хочет построить и Lockheed Martin. Так что за право сотрудничать с NASA компании Безоса еще придется побороться.
Тайны льдов
Это только трудности, связанные с полетом и посадкой, но взоры Безоса устремлены и дальше. Глава Blue Origin считает, что Луна – "подарок" для человечества с точки зрения ее близости и перспектив добычи ресурсов. Прежде всего, воды. Он полагает, что будущие покорители Луны смогут использовать ее для систем жизнеобеспечения или разделять на водород и кислород для получения ракетного топлива.
"В конечном счете, мы сможем добывать водород из этой воды и заправлять космические аппараты прямо на поверхности", – считает Безос. Кстати, двигатель BE-7, которым будет оснащаться Blue Moon, работает как раз на жидких водороде и кислороде.
Однако и тут возникают некоторые вопросы. Вода на Луне существует в форме льде, участки которого сосредоточены на полюсах спутника. На Южном концентрация таких участков выше (туда, к слову, и метят Безос и NASA), но пока о них мало известно, кроме того, что они там есть в принципе.
Как отмечает Шуай Ли, исследователь из Университета Гавайев, вероятно, что лед смешан с верхними слоями грунта, а не сложен в гладкие плиты, по которым можно кататься. Однако это предположение, и прежде чем бросаться на добычу внеземного льда, о нем стоит узнать побольше.
"Нам нужны луноходы и посадочные модули, которые могли бы провести разведку на местности, и позволили бы узнать о толщине ледяных слоев, их происхождении, возрасте и запасах", – говорит Ли, который входил в группу астрономов, в прошлом году доказавших существование водяного льда на поверхности Луны.
Карта участков водяного льда на полюсах Луны
Специалисты NASA хотят провести роботизированные разведмиссии на полюсах и даже собираются увеличить финансирование данного направления, но опять-таки это задачка, решение которой отложено на будущее.
Буква закона
Но, пожалуй, самый любопытный вопрос о добыче лунных ресурсов: а будет ли это вообще легально? С 2015-го года в США есть закон, позволяющий частным компаниям владеть, продавать или перемещать любые неживые ресурсы, добываемые в космосе и на небесных телах. Так что с этой точки зрения у Blue Origin руки развязаны.
В отношении ресурсов Луны США разрешают своим гражданам то, чего не могут сделать сами
С другой стороны, еще с 60-х годов минувшего века существует международный договор о космосе, согласно которому ни одно государство не может предъявлять претензии на владение небесным телом или его частью. США этот документ подписали и ратифицировали. Но, как отмечает специалист по космическому праву из Джорджтаунского университета Стив Мирмина, по части ресурсов Штаты смотрят на космические объекты, как на открытое море – оно не может никому принадлежать, но это не распространяется на рыбу, которая в нем водится. Такую позицию вполне можно назвать спорной.
"Страны, подписавшие договор, имеют обязательства распространять положения документа на своих граждан, – говорит Мирмина. – Так что, если государственное присвоение запрещено, и США не могут предъявлять претензии на космическое пространство, как же они могут позволить это своим гражданам? Как гражданин некой страны может делать то, что сама страна делать не может?".
До сих пор ответы на эти вопросы можно было считать гипотетическими. Но уже сегодня появляются компании, желающие добывать полезные ископаемые на Луне или астероидах, а значит, в скором времени понадобятся вполне реальные ответы.
Шахта или заповедник
В представлении Безоса добыча ресурсов в космосе имеет ключевое значение для выживания человечества. Ведь на Земле они конечны, и спастись можно только в космосе. Но при этом глава Blue Origin не рассматривает в качестве нового дома другие планеты. Он видит, как в будущем люди массово переселяются на огромные космические станции, способные вместить до миллиона человек каждая. Эти станции, именуемые колониями О'Нила (в честь физика Джерарда О"Нила, который предложил такой метод освоения космоса) используются не только для жизни, но и для производства или отдыха, а их обитатели не знают об ураганах, землетрясениях и прочих катаклизмах.
Конечно, это уже не план, а скорее видение будущего, но даже сегодня есть люди, готовые предоставить контраргументы. Буквально через пару дней после презентации Blue Origin группа ученых из Смитсоновской астрофизической обсерватории и Королевского колледжа Лондона призвали мир защитить Солнечную систему от космической золотой лихорадки. Они посчитали, что людям понадобится всего 400 лет, чтобы израсходовать восьмую часть ресурсов нашей системы, если мы не будем ограничивать своих аппетитов, а значит, большую ее часть стоит сделать заповедником.
Конечно, это задел на далекое будущее и решать эти проблемы, вероятно, будут наши далекие потомки. Но, как видно, у Джеффа Безоса есть более реалистичные замыслы, для воплощения которых самому богатому человеку на Земле придется преодолеть немало трудностей.