Что не так с Артемидой? Почему только восемь стран подписали соглашение об освоении Луны

Иллюстрация: ESA
Иллюстрация: ESA

"Соглашение Артемиды" помимо прочего, призвано регулировать такие вопросы, как добыча полезных ископаемых на спутнике Земли. Но лишь небольшое количество государств согласилось подписать документ, который является инициативой США.

Related video

Восемь стран мира подписали документ Artemis Accords ("Соглашение Артемиды"), который содержит набор руководящих принципов, касающихся программы Artemis для исследования Луны. Великобритания, Италия, Австралия, Канада, Япония, Люксембург, Объединенные Арабские Эмираты и США являются участниками проекта, цель которого – вернуть людей на Луну к 2024 году и создать обитаемую лунную базу к 2030 году, пишет LiveScience.

Подписание документа может показаться явным прогрессом. В течение ряда лет нации искали ответ на вопрос, как управлять человеческими поселениями на Луне и ее ресурсами. Но ряд ключевых стран серьезно обеспокоены новым документом и пока отказываются его подписывать.

Предыдущие попытки управлять космосом основывались на кропотливых международных договорах. Договор о космосе 1967 года установил основополагающие принципы освоения космоса человеком, которое должно быть мирным и приносить пользу всему человечеству, а не только одной стране. Но в этом договоре остается слишком много пробелов. В Соглашение о деятельности государств на Луне 1979 года была предпринята попытка предотвратить коммерческую эксплуатацию космических ресурсов, но не все государства ратифицировало его. Не подписали соглашение США, Китай и Россия.

Важно
Потенциальная зона конфликта. Кто и как будет зарабатывать деньги на Марсе
Потенциальная зона конфликта. Кто и как будет зарабатывать деньги на Марсе

Теперь, когда США реализуют программу Artemis, остро встал вопрос о том, как государства должны исследовать Луну и использовать ее ресурсы. Подписание соглашения представляет из себя политическую попытку установить ключевые принципы космического права и применить их к программе.

Документ является двусторонним соглашением, а не обязательным правилом международного права. Но он может оказать значительно влияние на любую другую структуру управления поселениями на Марсе и дальше в космосе.

Естественные союзники

Все семь партнеров, согласившихся на подписание договора с США, являются естественными участниками программы Artemis и будут поддерживать предложенные принципы. Япония очень хочет заняться исследованием Луны. Люксембург принял законодательство, разрешающее космическую добычу полезных ископаемых, а также подписал дополнительное соглашение о сотрудничестве с США.

ОАЭ и Австралия активно пытаются наладить работу космической отрасли в целом. Италия, Великобритания и Канада имеют большие амбиции по развитию своей космической промышленности и рассматривают соглашение как шанс для роста собственной экономики.

Содержание соглашение не вызывает особых споров. Повсюду в тексте есть ссылки на существующие рамки Договора о космосе, поэтому они тесно связаны с уже принятыми нормами космического права.

Есть четкие заявления о том, что разработка космических ресурсов была легализована принятием Закона США о конкурентоспособности коммерческих космических запусков 2015 года. Но один из его разделов также обязывает обсудить вопрос в Комитете ООН по использованию космического пространства в мирных целях относительно того, как должна развиваться правовая база.

Остальные части соглашения сосредоточены на безопасности космических операций, прозрачности и совместимости, например, способности космических систем работать во взаимодействии друг с другом.

Спорные вопросы

Продвижение соглашения в Комитете ООН может вызвать сопротивление со стороны некоторых государств. Ряд стран может счесть инициативу, как попытки США навязать свои собственные квазиправовые правила. Это подразумевает, что США могут использовать партнерские соглашения и выгодные финансовые контракты для укрепления своего собственного доминирующего положения.

Россия уже заявила, что программа Artemis слишком "ориентирована на США", чтобы подписывать ее в нынешнем виде. Отсутствие Китая объясняется запретом Конгресса США на сотрудничество со страной. Опасения по поводу того, что это захват власти США и их союзниками, вызваны отсутствием каких-либо африканских или южноамериканских стран среди государство-партнеров-учредителей.

Также в списке подписантов отсутствуют Германия, Франция и Индия. Это страны с хорошо развитыми космическими программами, которые выиграли бы от участия в проекте Artemis. Их молчание может быть связано с поддержкой Соглашения о Луне и желанием увидеть всесторонне согласованный договор, регулирующий исследование Луны.

Европейское космическое агентство (ESA) также не подписало соглашение, но ряд стран-членов ESA присоединились к нему. И это не удивительно. Крайне малый срок реализации проекта США препятствует длительным консультациям.

Для того, чтобы ESA подписало соглашение в целом, требуется, чтобы все 17 стран-членов ЕС дали свое согласие.

В любом случае, двусторонние соглашения, которые устанавливают нормы для участников программы, являются значительной переменой в управлении космическим пространством. Если им будет противостоять Россия и Катай, документ наверняка встретит дипломатическое сопротивление, и само его существование может спровоцировать распри в ООН.

Также остаются вопросы о влиянии, которое надвигающиеся выборы в США и пандемия коронавируса окажут на программу. Президент Дональд Трамп очень хочет увидеть людей на Луне к 2024 году. Подход к вопросу его соперника-демократа Джо Байдена пока не ясен. Он вполне может перенести срок старта с 2024 года, стремясь к более широкому дипломатическому консенсусу посредством сотрудничества с ООН.

Пока в США полагают, что соблазн открывающихся возможностей, предоставляемых Artemis, скоро привлечет и других партнеров. Космически активные государства встанут перед жестким выбором: упустить возможность первыми использовать ресурсы Луны или принять цену ведения бизнеса, подписав "Соглашение Артемиды".