Электричество вместо бензина. Откажется ли Украина от ДВС вслед за Европой

стоянка авто, электромобили, парковка для электромобилей
Фото: Getty Images

Сегодня уже никто не сомневается в скором окончании эпохи ДВС и дальнейшем расцвете электромобилей. Как это будет происходить и когда Украина также откажется от бензина и дизеля, разбирался Фокус.

Электрическое будущее автомобильной индустрии куда ближе, чем кажется на первый взгляд. Противостояние ДВС и электродвигателя вышло на новый этап, причем начало ему положили не экономические обоснования, а регуляторные требования. Все больше стран объявляют о скором запрете продаж новых машин с двигателями внутреннего сгорания, а ведущие автопроизводители спешно пересматривают стратегии для тотального перехода на электротягу.

До определенного момента многие страны и производители не обозначали четких сроков отказа от ДВС, а некоторые компании и вовсе сомневались в экологичности и экономической целесообразности выпуска электрокаров. Но повсеместное ужесточение эконорм в промышленности по всему миру вкупе с успехом компании Tesla, которая сравняла электрокары и машины с ДВС по потребительским качествам, привело к тому, что "рубильник" щелкнул. 

Какие страны переходят на электромобили

Рубиконом стал 2020 год — своеобразный портал в электрическое будущее. Если до этого страны, объявившие о скором запрете продаж авто с ДВС, можно было пересчитать по пальцам одной руки, то за минувший год и первые три месяца 2021-го список заметно разросся и сегодня впечатляет не только количеством "отказников" (без малого два десятка), а и представительностью.

Важно
В марте в Норвегии доля электрокаров достигла 85% (инфографика)

Одним из пионеров перехода на электротягу стала Норвегия: в прошлом году на электромобили пришлось почти 60% продаж автотранспорта в стране, а по итогам марта 2021 года доля электрокаров и плагин-гибридов достигла 85%! К 2025 году продажу машин на ископаемом топливе в стране прекратят полностью. В Швеции и Дании новые автомобили с ДВС запретят с 2030 года, причем в последнем случае речь идет в том числе о запрете гибридов. В Бельгии хотят запретить дизельные и бензиновые автомобили с 2030 и 2035 года соответственно.

Электрическое будущее автомобильной индустрии куда ближе, чем кажется на первый взгляд

В феврале 2020-го первой страной "Большой семерки", объявившей об отказе от ДВС, стала Великобритания. Более того — в конце года темпы перехода на электротягу были принудительно ускорены: вместо ранее заявленного 2040 года полный запрет назначен на 2035-й, а для бензиновых и дизельных автомобилей без гибридного модуля — и вовсе на 2030 год.

Великобритания, запрет авто с ДВС, автомобили на улицах Лондона Fullscreen
В Великобритании полный запрет на продажу авто с ДВС должен вступить в силу в 2035 году. Фото: Flickr

Мало? Штат Калифорния, США, запретит продажи новых легковых и грузовых бензиновых автомобилей с 2035-го, тогда же от бензиновых легковушек намерена отказаться канадская провинция Квебек. А в марте 2021 года о постепенном переходе в электрический лагерь объявил Сингапур: с 2025-го здесь запретят новые дизельные легковушки и такси, а к 2040 году весь автопарк страны должен быть лишен ДВС.

Вынужденная мимикрия

Под давлением принимаемых по всему миру будущих запретов на продажу машин на ископаемом топливе мировые автопроизводители вынужденно и даже спешно пересматривают свои производственные планы. Похоже, в антагонистическом противостоянии "ДВС и электродвигатель" убедительную победу одерживает электричество.

Так, концерн General Motors вложит $27 млрд в разработку электрокаров, а к 2025 году выпустит на рынок 30 новых моделей на электротяге. В феврале 2021-го Ford объявил, что с 2026 года все его легковые модели в Европе будут исключительно электрическими либо плагин-гибридами.

Важно
Электрокар против авто с ДВС: что экологичнее, — исследование (инфографика)

О переходе в электрический лагерь уже оповестили Volvo (в плане переход на электромобили к 2030 году), британский концерн Jaguar Land Rover (к 2025-му планируется полностью отказаться от ДВС даже в составе подзаряжаемых гибридов) и Mini (последнюю бензиновую модель марка представит в 2025 году, а к 2030-му полностью перейдет на электромобили).

И это отнюдь не полный перечень брендов, объявивших о переориентации на электромобили или окончательном переходе на электротягу в недалеком будущем. Можно не сомневаться, что в ближайшие пару лет этой дорогой пойдут многие другие производители. 

Недостижимая семерка

В Европе отказ от ДВС может произойти даже раньше, чем уже обозначили отдельные страны, входящие в состав ЕС. Дело в том, что в 2025 году планируется ввести в действие новый экологический стандарт выбросов Euro 7, который по сравнению с ныне действующим Euro 6d-TEMP значительно жестче, и многие представители автоиндустрии считают его недостижимым.

Нормы еще не финализированы. Согласно текущему предложению, новые автомобили должны выбрасывать всего 30 мг оксидов азота NOx на один пройденный километр. Первоначально обозначенный предел для Euro 7 составлял 60 мг/км для бензиновых машин и 80 мг/км — для дизельных. Содержание в выхлопе окиси углерода также должно быть существенно снижено.

подержанные автомобили, б/у автомобили Европа Fullscreen
Ненужный балласт. Сегодня в Европе насчитывается 280 млн автомобилей с ДВС. Переход автопрома на электротягу означает, что все их так или иначе будут "выталикивать" за пределы ЕС

Для дизельных моторов это фактическое прекращение производства, потому что современные технологии не позволят уложиться в такие требования. Отказ от бензина в свете Euro 7 не настолько очевиден, ведь для таких моторов соответствовать грядущему ужесточению выбросов будет возможно. Правда, это труднодостижимо, а стоимость разработки самих моторов значительно, как считают автопроизводители, не­оправданно возрастет.

Введение Euro 7 в 2025 году может стать фактическим запретом продаж авто с ДВС в Европе

Представители европейской автомобильной индустрии уже высказались против введения Euro 7 в его нынешнем виде. Например, ассоциация VDMA, насчитывающая в своих рядах свыше 3 тыс. предприятий машиностроительной промышленности Германии и других стран Европы, в феврале выступила с публичным заявлением против введения Euro 7. А глава Немецкой ассоциации автомобильной промышленности VDA Хильдегард Мюллер высказался категорично: "Де-факто это запрет двигателей внутреннего сгорания".

Тем не менее в Брюсселе пока не готовы идти на уступки производителям. Для Еврокомиссии введение Euro 7 — дело принципа: стандарт является частью программы тотальной декарбонизации экономики Европы (так называемая Европейская зеленая сделка) и должен способствовать достижению углеродной нейтральности евроальянса к 2050 году. Завершить согласование новых норм выбросов планируют во второй половине 2021 года.

Избавиться от неликвида

То, что автомобильный мир уверенно движется к тотальному запрету ДВС, не означает, что выпуск машин с такими моторами свернут в одночасье (на карте еще немало мест, где об отказе от ДВС пока не помышляют), однако объемы производства станут снижаться с каждым годом в пользу электрокаров.

Реализовать отказ от ДВС и развернуть массовое производство электрокаров — это полдела. Что делать с существующей бензиновой и дизельной техникой? Например, в Европе сейчас насчитывается 280 млн автомобилей, включая грузовики и автобусы (данные Ассоциации европейских производителей автомобилей ACEA), а за следующие пять лет он вырастет еще на несколько миллионов единиц.

Замена ДВС на электродвигатель в странах, где уже объявили о введении запретов, означает, что внутренние перепродажи ранее выпущенных машин с моторами на ископаемом топливе будут неуклонно падать. Их владельцев попросту задавят высокими налогами, как это в Европе происходит сейчас со старыми моделями: чем ниже экологический класс, тем выше ставка налога.

В ЕС уже озаботились проблемой утилизации ранее выпущенных автомобилей с ДВС. В Еврокомиссии придерживаются мнения, что Европе следует прекратить их экспорт. С одной стороны, это можно считать нарушением принципов свободной торговли, с другой — евро­чиновникам волей-неволей придется быть последовательными: раз уж запрещать продажи новых авто с ДВС на территории ЕС, то следить и за тем, чтобы устаревшие "грязные" машины не расползались по миру.

евробляхи, Украина евробляхи, автомобильный номер Fullscreen
Переход автопарка Европы на электротягу означает, что в Украину хлынут старые авто с ДВС. Мы это уже проходили на примере "евроблях". В страну везли откровенный хлам на колесах (как на фото). Фото: Фокус

Если этого не произойдет, к концу десятилетия из Европы в развивающиеся страны хлынет поток авто с ДВС. Среди стран, куда эти машины попадут в первую очередь, окажется Украина. Это не только больно ударит по нашему авторынку, обрушив цены, но и негативно скажется на уровне экологии в стране. Сценарий несложно предугадать — достаточно вспомнить, как развивалась ситуация с "евробляхами", которые в течение нескольких лет заполонили дороги Украины.

Директора трансформаций

Однако в этот раз у нас есть шанс сыграть на упреждение. Министерство инфраструктуры и функционирующие при нем Директорат цифровой инфраструктуры на транспорте и Команда поддержки реформ готовят законопроект, которым планируется поэтапное введение запрета на ввоз в страну и первую регистрацию различных категорий транспортных средств, оснащенных ДВС. Причем речь идет не только о новых автомобилях, но и подержанных.

Предварительно обозначено, что ввоз в Украину подержанных автомобилей с дизельными двигателями запретят с 1 января 2028 года, новых автомобилей с дизельными двигателями и подержанных с бензиновыми двигателями — с 1 января 2033-го, новых ­автомобилей с бензиновыми двигателями — с 1 ян­варя 2038 года.

Мининфра­структуры готовит законопроект о запрете ввоза в Украину авто с ДВС. Поэтапное введение запрета планируется с 2028 года 

Кроме того, в Мининфраструктуры зреет идея отдельно запретить эксплуатацию автобусов с ДВС даже раньше 2028 года. Правда, эти планы пока не обрели форму окончательной концепции и требуют обсуждения со всеми участниками рынка, включая частных перевозчиков.

На данный момент эти инициативы далеки от подачи в парламент в виде законопроектов. Они даже могут показаться фантастическими, учитывая низкий уровень проникновения электромобилей в стране. По состоянию на 1 марта текущего года в Украине насчитывалось чуть больше 26 тыс. авто­мобилей на электротяге и всего четыре электро­буса. Тем не менее ничего невозможного нет — если, конечно, будут реализованы уже запущенные инициативы и законопроекты по стимулированию и производству электромобилей.

Так, в Мининфраструктуры готовятся запустить сеть скоростных электрозарядных станций. Она охватит ключевые автомагистрали страны (Киев — Одесса, Киев — Львов, Киев — Харьков) и на первом этапе будет состоять из 10 терминалов, первый из которых должны запустить уже в августе. Также в Верховной Раде в первом чтении приняты законопроекты №3476 и №3477, стимулирующие развитие производства в Украине электромобилей, зарядных устройств, комплектующих изделий к ним.

Важно
Назад в будущее. Что писали в СМИ о Tesla Model S, дебютировавшей 12 лет назад
Назад в будущее. Что писали в СМИ о Tesla Model S, дебютировавшей 12 лет назад

Ну и, наконец, совместно с бизнесом в Мининфраструктуры работают над стратегией развития отечественной автомобильной промышленности. Ключевой момент: ее вектор заточен под электротранспорт. В частности, прорабатываются сценарии задействования простаивающих или недозагруженных мощностей украинских предприятий ("Еврокар", "Богдан", "Электрон" и др.), чтобы наладить производство электробусов, выпуск компонентов для электромобилей, включая аккумуляторные батареи, и даже контрактную сборку электромобилей зарубежных брендов.

Сейчас трудно спрогнозировать, насколько успешными окажутся эти проекты, а главное, насколько быстро обретут реальность. Одно можно сказать наверняка: это единственно правильный сценарий перехода авто­мобильного транспорта на электротягу. 

МНЕНИЕ

Смелая инициатива

Вадим Игнатов, экспертное мнение, Украинская ассоциация участников рынка автомобилей Fullscreen
Вадим Игнатов, заместитель председателя правления Украинской ассоциации участников рынка электромобилей

Вадим Игнатов, заместитель председателя правления Украинской ассоциации участников рынка электромобилей

Предложение Мининфраструктуры ввести запрет на ввоз и первую регистрацию новых и подержанных автомобилей с ДВС — очень смелая инициатива. Чтобы запретить ДВС с любого года, нужно вначале обеспечить достаточную зарядную инфраструктуру и создать стимулы для покупки электрокаров. В ЕС сеть зарядок развертывали годами и при поддержке государства, поэтому Украине уже сейчас нужно срочно заниматься этим вопросом, чтобы к обозначенному 2028 году можно было говорить о частичном запрете машин с ДВС. В 2016-м была утверждена Транспортная стратегия до 2030 года, где четко прописано, что к этой дате 50% продаж всех автомобилей должны быть электрическими, и только запретами таких показателей не добиться.

Кроме того, в Транспортной стратегии указано, что к 2030 году 100% парка общественного транспорта должны быть переведены на электротягу. Увы, за пять прошедших лет ни Мининфраструктуры, ни другие государственные учреждения не сделали в этом направлении значительных шагов. Нужен четкий поэтапный план такого перехода, с конкретными цифрами на каждый год.

Вообще же, нужно не запрещать машины с ДВС, а вводить экологический налог в зависимости от уровня выхлопа, как это сделано в Европе. Тогда дальнейшая эксплуатация ДВС станет невыгодной, люди начнут пересаживаться на гибриды и электрокары самостоятельно.