Ученые показали, что происходит в организме человека после вакцинации AstraZeneca (фото)

Oxford-AstraZeneca, вакцина
Фото: Скриншот | Ученые утверждают, что вакцина способна дать отпор вирусу

Клетки вакцинированного человека изучили через два дня после введения препарата.

Американские ученые создали изображения, на которых показано, что именно происходит с клетками человека, которому вводят вакцину Oxford-AstraZeneca Covid-19, а исследование на тему воздействия препарата на организм они опубликовали в журнале ACS Central Science.

Группа ученых из Оксфордского университета работали с профессором Максом Криспином из Саутгемптонского университета, экспертом в области вирусологии и гликопротеинов, чтобы выяснить, насколько хороша их вакцина в имитации всплеска коронавируса.

Клетки человека в лаборатории подверглись воздействию вакцины, и через два дня исследователи изучили форму и структуру имитационных шипов. Этот метод анализа называется криоэлектронной микроскопией (криоЭМ), и в рамках исследования были сделаны и объединены тысячи изображений.

Работой по визуализации руководила соавтор исследования профессор Пейджун Чжан из Оксфордского университета.

"КриоЭМ — чрезвычайно мощный метод, который позволил нам визуализировать плотный массив шипов, которые были созданы и представлены на поверхности клеток", – отметила она.

коронавирус, вакцина, AstraZeneca, Covid-19 Fullscreen
Исследователи изучили форму и структуру имитационных шипов через два дня после вакцинации
Фото: University of Southampton

Полученные учеными изображения показывают, как укол препарата заставляет собственные клетки человека создавать копии настоящего шипа коронавируса, гликопротеина. Затем шипы на поверхности собственных клеток хозяина распознаются иммунной системой как чужеродный захватчик и атакуются антителами. Иммунная система запоминает форму шипа и то, как его победить, чтобы, если человек действительно заразится в будущем, он мог быстро бороться с вирусом.

Анализ самих гликопротеинов показал, что спайки, вызванные вакциной, почти идентичны спайкам вируса.

"В этом исследовании мы намеревались увидеть, насколько сильно индуцированные вакциной спайки напоминают спайки инфекционного вируса. Нам было очень приятно увидеть большое количество шипов, похожих на "врага"", – пишут исследователи.

Фото: University of Southampton

Ученые предполагают, что результаты их работы дадут общественности понимание, как на самом деле работает вакцина.

"Многие люди могут не осознавать, как их клетки становятся маленькими фабриками по производству вирусных шипов, которые затем запускают иммунный ответ, необходимый для борьбы с болезнью. Полученные данные могут обеспечить уверенность в том, что вакцина выполняет свою работу и генерирует материал, который нам необходимо представить нашей иммунной системе", – подчеркнули исследователи.

коронавирус, вакцина, AstraZeneca, Covid-19 Fullscreen
Рисунок, показывающий, как действует вакцина
Фото: University of Southampton

Как известно, в последнее время эффективность вакцины AstraZeneca подверглась сомнению, и многие страны начали отказываться от ее применения. Комитет по безопасности EMA (PRAC) пришел к выводу, что необычные тромбы с низким содержанием тромбоцитов должны быть внесены в список очень редких побочных эффектов вакцины Vaxzevria (ранее она называлась вакцина COVID-19 AstraZeneca).

Баланс пользы и риска для вакцины AstraZeneca "все еще в значительной степени положительный", заявил 6 апреля Рожеро Пинто де Са Гаспар, директор Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по регулированию и предварительной квалификации.