Космический аппарат ОАЕ обнаружил на Марсе новые полярные сияния

космический аппарат, марс
Фото: space.com | Космический аппарат ОАЕ обнаружил на Марсе новые полярные сияния

С помощью спектрометра ультрафиолетового излучения (EMUS) аппарат обнаружил новый тип полярных сияний – неоднородные протонные полярные сияния.

Космический аппарат ОАЕ под названием Аль-Амаль ("Надежда") c помощью спектрометра ультрафиолетового излучения (EMUS) обнаружил неоднородные протонные полярные сияния на Марсе. Новые данные указывают на необычные условия, в которых солнечный ветер взаимодействует с верхними слоями атмосферы Марса, пишет Space.

Уже полтора года на орбите вокруг Марса работает космический аппарат Аль-Амаль. Цель исследований аппарата – это обнаружить разнообразие в составе верхних слоев атмосферы Марса, в частности увидеть преобладание кислорода и окиси углерода. Также ученые изначально хотели обнаружить там водород и кислород, которые улетают в космос по мере медленного исчезновения воды с Красной планеты.

космический аппарат, марс Fullscreen

Для этого у аппарата Аль-Амаль на борту имеется прибор EMUS, который может обнаружить ультрафиолетовое излучение протонов (ядер водорода) в атмосфере Марса, которые были возбуждены солнечным ветром, потоком заряженных частиц, который постоянно идет от Солнца. Новые данные показывают, что вместо однородного сияния в этих ультрафиолетовых длинах волн EMUS показал, что сияние часто может стать неоднородным.

У Марса нет собственного глобального магнитного поля, как у Земли, для того, чтобы защитится от солнечного ветра, но его тонкая атмосфера по-прежнему действует как барьер, который может изменять внутрипланетное магнитное поле. Это изменение заставляет солнечный ветер замедляться и накапливаться по мере того, как он обволакивает Марс, и создает концентрацию заряженных солнечных частиц (плазмы), которые могут взаимодействовать с остаточными линиями магнитного поля, оставшимися в коре Марса.

Ученые уже знали, что эта плазма вокруг Марса может влиять на то, как, где и когда водород и кислород просачиваются в космос. Но новые данные указывают на то, что эта плазма и ее взаимодействие с остаточным магнитным полем может также влиять на местоположение и интенсивность протонных полярных сияний.

Солнце, Марс, полярные сияния, протонные полярные сияния Fullscreen
У аппарата Аль-Амаль на борту имеется прибор EMUS, который может обнаружить ультрафиолетовое излучение протонов (ядер водорода) в атмосфере Марса, которые были возбуждены солнечным ветром, потоком заряженных частиц, который постоянно идет от Солнца. Новые данные показывают, что вместо однородного сияния в этих ультрафиолетовых длинах волн EMUS показал, что сияние часто может стать неоднородным

"Этот новый тип протонных полярных сияний на Марсе мы обнаружили, используя также данные американского орбитального аппарата MAVEN. Теперь мы раздвинули границы наших знаний не только о Марсе, но и о взаимодействии планеты с солнечным ветром", — говорит ведущий научный сотрудник миссии Аль-Амаль Хесса Аль Матруши из ОАЕ.

Эти протонные полярные сияния на Марсе аппарат MAVEN обнаружил еще 4 года назад. Но тогда ученые увидели лишь однородные сияния.

Различная протяженность и расположение неоднородных протонных полярных сияний могут указывать на различные условия в плазменной среде вокруг Марса, которые возникают в результате изменений солнечного ветра и даже сезонов на Красной планете, говорят ученые.

"Открытие этих неоднородных протонных полярных сияний бросает вызов нашим представлениям о том, как формируются протонные полярные сияния на Марсе", говорит Аль Матруши.

Как уже писал Фокус, прибор марсохода Perseverance создал немного кислорода на Марсе. И это только первая демонстрация того, что на Красной планете можно наладить большое производство кислорода.