Плутон
Фото: NASA | Загадочная карликовая планета. Астрономы обнаружили ранее неизвестный супервулкан на Плутоне

Ученые считают, что один из кратеров на Плутоне на самом деле является кальдерой относительно недавно действующего криовулкана.

Группа ученых опубликовала новое исследование на сервере препринтов arXiv, которое еще не прошло рецензирование. Согласно этому исследованию кратер Киладзе на Плутоне на самом деле является кальдерой не просто потухшего вулкана, а супервулкана, который относительно недавно по космическим меркам был еще активным, пишет IFLScience.

Когда в 2015 году космический аппарат "Новые горизонты" приблизился к Плутону, он сделал много удивительных снимков поверхности карликовой планеты, прежде чем улетел дальше в пояс Койпера. При этом приборы аппарата сделали анализ химического состава поверхности Плутона. Данные, полученные аппаратом показали, что в истории Плутона существовали периоды активного вулканизма.

Черный день для девятой планеты: что не так с Плутоном и почему его лишили важного статуса

Авторы нового исследования снова обратились к данным аппарата "Новые горизонты" и особенно их заинтересовал кратер Киладзе, химический состав поверхности которого отличался от окружающих особенностей рельефа. Здесь были обнаружены признаки водяного льда, в то время как на остальной части близлежащей поверхности преобладал метановый лед.

Кратер Киладзе, учитывая его структуру и не очень правильную форму, а также наличие обрушения стенок кратера, скорее всего является не ударным кратером, а кальдерой супервулкана, который мог проявлять свою активность в последние несколько миллионов лет, считают ученые.

Но это не просто супервулкан, а криовулкан, о существовании которых известно на других карликовых планетах на краю Солнечной системы, но еще ни одного из них не находили на Плутоне. Криовулканы, в отличие от обычных вулканов извергают холодную магму в виде замороженных химических соединений. Ученые считают, что под поверхностью Плутона может находится вода, возможно, с примесями аммиака. Именно эта жидкость и была выброшена во время одного или нескольких недавних извержений.

Плутон Fullscreen

Ученые решили, что это именно холодный супервулкан по количеству выброшенного на поверхность материала и размеру самой кальдеры. Ученые считают, что во время одного или нескольких извержений из недр карликовой планеты было выброшено примерно 1000 кубических километров водяного льда.

Как и на Земле, вулканам нужен источник тепла, который на Плутоне, вероятно, исходит от его ядра. Учитывая наличие в водяном льде аммиака, который снижает температуру замерзания воды, в недрах Плутона могут находится резервуары с жидкой водой, предполагают ученые.

Существует ли они здесь, а возможно это даже не просто резервуары, а целый океан из жидкой воды, ученые не знают. Но теоретически, исходя из полученных данных такое развитие событий возможно, ведь жидка вода, смешанная с другими химическими соединениями, могла остаться в недрах Плутона, когда его ядро было очень горячим во время формирования карликовой планеты.

Для того, чтобы выяснить, является ли кратер Киладзе на самом деле кальдерой криовулкана, который извергал водяной лед, необходимо тщательное исследование Плутона с помощью нового космического аппарата. Но пока что таких миссий не запланировано.

Фокус уже писал ото текущем статусе миссии "Новые горизонты" и о том, что космический аппарат NASA получил новое задание по исследованию далекого космоса.

Также Фокус писал об обнаружении за Плутоном новых объектов, а также о том, что согласно исследованию, в Солнечной системе существует еще один неизвестный регион.