сигнал из космоса
Фото: The Conversation | Радиосигнал от инопланетян. Ученые впервые слушали космос на низких частотах: какой результат

Ученые использовали огромный радиотелескоп для первого в истории прослушивания космоса на мегагерцевых радиочастотах.

В рамках проекта Breakthrough Listen, как сказано в исследовании, опубликованном в The Astronomical Journal, ученые впервые искали радиосигналы от потенциальных инопланетян на низких частотах. Им удалось прослушать более 1,6 млн звездных систем, пишет Space.

Традиционно ученые, которые ищут сигналы от внеземного разума, фокусируют свои поиски с помощью радиотелескопов на частотах выше 1 гигагерца. Астрономы избегают в таком случае более низких частот из-за того, что атмосфера Земли добавляет слишком много шума в полученные данные.

Почему люди еще не обнаружили внеземные цивилизации: что говорит новая теория

Но огромный радиотелескоп LOFAR специально создан для проведения радиоастрономических исследований именно на низких частотах. Этот радиотелескоп, который работает уже 13 лет, состоит из десятков тысяч антенн, сконцентрированных в разных странах Европы. Основа радиообсерватории находится в Нидерландах, но дополнительные комплексы антенн расположены во Франции, Германии, Ирландии, Латвии, Польше, Швеции и Великобритании. Эти комплексы состоят из разных антенн, которые проводят наблюдения на низких радиочастотах: от 10 до 90 МГЦ и от 100 до 250 МГц.

радиотелескоп LOFAR Fullscreen
Станция радиотелескопа LOFAR, расположенная в Ирландии

В рамках проекта Breakthrough Listen, который создан для поиска радиосигналов от потенциальных внеземных цивилизаций, ученые впервые в истории с помощью LOFAR слушали космос на низких частотах, в частности, в диапазоне от 110 до 190 МГц.

Ученые провели прослушивание более 1,6 млн звездных систем в надежде услышать радиосигналы, которые могут передавать инопланетные системы связи. Во время наблюдения ученые смогли сделать так, чтобы антенны улавливали именно сигналы из космоса, а не другие сигналы, которые являются радиошумом.

Результаты исследования не обнаружили планеты, на которых мог бы находится внеземной передатчик мощностью не менее десятков миллионов ватт, излучающий радиосигналы на этих частотах. По словам ученых, расстраиваться еще рано, ведь поиск низкочастотных сигналов из космоса только начался. Тем более, что в ближайшем будущем радиотелескоп LOFAR модернизируют, что повысит его чувствительность.

По словам ученых, модернизация позволит расширить возможности для поиска сигналов от внеземного разума в диапазоне от 15 до 240 МГц. Инженеры планируют обновить программное обеспечение и добавят искусственный интеллект для улучшения и ускорения обработки полученной информации.

Ученые планируют прослушать миллиарды звездных систем, ведь в одной из них или даже в нескольких могут существовать внеземные цивилизации, которые активно обмениваются радиосигналами.

Фокус уже писал о том, что охотники за НЛО выяснили, что за загадочный металлический шар увидел беспилотник США. Журналисты из исследовательской группы Bellingcat смогли объяснить появление так называемого НЛО над Сирией.