5000 лет назад космический злоумышленник оставил на Земле загадочные осколки: кто это был (фото)

метеорит, метеорит хенбери, стекло хенбери
Фото: Museums Victoria | Железный метеорит Хенбери IIIAB

Исследователи изучили загадочные фрагменты стекла, обнаруженные в австралийской глубинке и смогли пролить свет на тайну их происхождения.

Земля и другие планеты Солнечной системы формировались и развивались в течение тысячелетий, однако ученые до сих спорят о том, как именно это происходило. Одним из лучших способов пролить свет на эту загадку является изучение камней из космоса, однако достать их — та еще задача, пишет Science Alert.

По словам Аарона Кавоси, старшего научного сотрудника Университета Кертина, самой трудной частью изучения космических камней является их получение. Отправлять космические корабли на астероиды и другие планеты для сбора образцов и доставки их на Землю возможно, но чрезвычайно сложно и дорого. А потому исследователи изучают космические камни, падающие на Землю — метеориты.

Проблема заключается в том, что метеориты чрезвычайно редки, а их путешествие сквозь земную атмосферу является разрушительным, а потому, часто, на поверхность планеты они попадают не в самом хорошем состоянии. Тем не менее метеориты оставляют на поверхности удивительные следы.

В новом исследовании Кавоси с коллегами проанализировали фрагменты стекла, найденные вокруг места падения метеорита возрастом около 5000 лет назад на Северной Америке. Авторы исследования обнаружили, что осколки на самом деле содержат большое количество металла самого метеорита. Простыми словами, ученые нашли доказательство того, что кратеры в этом регионе были созданы космическим злоумышленником и теперь могут обнаружить некоторые подсказки о его составе.

метеорит стекло ханбери Fullscreen
Кусок стекла Хенбери
Фото: Cavosie et al.

Ученые проанализировали осколки стекла, обнаруженного в Северной Америке, в месте, называемом кратерным полем Хенбери. Фрагменты метеорита были обнаружены на месте, где расположены минимум 13 кратеров, образовавшихся в результате события, произошедшего около 5000 лет назад. Метеориты, найденные здесь, относятся к типу, называемому утюгами IIIAB и представляют собой остатки металлического ядра древнего разрушенного мира. Простыми словами, фрагменты являются кусками металла, состоящими в основном из железа, никеля и кобальта.

По словам Кавоси, когда камень ударил в Хенбери, жар от удара расплавил метеорит вместе с земной породой: часть образовала расплавленные капли, выброшенные из кратера и охлажденные. В результате вокруг кратера образовались комки размером с большой палец, очень похожие на вулканическое стекло.

В ходе исследования ученые собрали образцы и доставили их в лабораторию: здесь ученые прострелили в образцах отверстия с помощью лазера, нагревая стекло до горячей плазмы, которую они изучили с помощью масс-спектрометра. В результате ученые обнаружили, что фрагменты содержали песчаник, а также высокие уровни железа, никеля и кобальта. Результаты позволили предположить, что стекло примерно на 10% состоит из расплавленного метеорита.

ханбери кратер Fullscreen
Спутниковый снимок кратера Хенбери. Метки указывают на отдельные кратеры
Фото: Google Earth

Ученые также обнаружили, что стекло Хенбери содержит повышенный уровень хрома, иридия и других элементов платиновой группы. Все это исчезающе редко встречается в большинстве пород на поверхности Земли. Их большое количество в стекле Хенбери является еще одним признаком космического происхождения.

Авторы исследования отмечают, что их находка является удивительной, так ранее о таких высоких уровнях остатков метеоритов в стекле не сообщалось в других австралийских кратерах. Подобное стекло было описано в двух других местах, более молодых и меньших, чем самый большой кратер Хенбери (145 метров в поперечнике): один из них в Египте — 45 метров, другой — в Саудовской Аравии, 110 метров.

Ученые отмечают, что поиски остатков метеорита в натуральном стекле являются важными и дают достоверные доказательства столкновения с небесным объектом. В Аргентине, Австралии и других местах по всему земному шару то и дело находят загадочные натуральные стекла, но ученые не могут подтвердить их происхождение, так как рядом нет никаких кратеров.

Ранее Фокус писал о том, что как появилась жизнь на Земле: ученые считают, что приблизились к ответу.