Семьи иммигрантов – главный источник насилия и беспорядков в Европе

Евросоюз не может совладать с расовой и религиозной нетерпимостью.  Особая проблема –  кризис толерантности в молодежной среде

Related video

Нелегко быть молодым, неустроенным и жить в чужой стране. Но быть молодым, обеспеченным и при этом делиться с иммигрантами благами, принадлежащими тебе по праву, тоже непросто.

– В сентябре 2007 года члены Европейского совета единогласно проголосовали за инициативу "2008-й – год межкультурного диалога". Уже одно это говорит о существовании в Европе таких проблем, как ксенофобия и расизм, – рассказала Фокусу Джорджина Сиклосси, руководитель пресс-центра ENAR (Европейской сети по борьбе с расизмом).

Программа, бюджет которой составляет 10 млн. евро, предусматривает проведение конференций, организацию культурных и спортивных мероприятий. Одна из основных ее целей – создание открытого европейского сообщества, все граждане которого, вне зависимости от цвета кожи и вероисповедания, будут иметь равные возможности.

Удел приезжих
В Испании, которая считается одной из самых гостеприимных европейских стран, около 9% населения составляют приезжие. В 2007 году с ними было заключено 200 тыс. контрактов по трудоустройству. Именно в этой стране получить ПМЖ намного легче, чем, скажем, в Дании или Германии. А испанский паспорт открывает двери в другие страны Европы.

В конце 2007 года в Испании на выходе из центральной станции столичного метро группа скинхедов напала на четырех чернокожих студентов. По словам очевидцев, скинхеды били их ногами, пивными бутылками и кричали: "Герр фюрер", "Убирайтесь отсюда!". Подобные случаи физической расправы в стране относительно редки, чаще все сводится к словесным атакам.

Еще одна пугающая тенденция испанского общества – насилие в школах. И тут речь идет уже не о расовой или религиозной нетерпимости – скорее это проблема подрастающего поколения. Учителя утверждают, что их работа становится опасной: каждый десятый преподаватель старших классов подвергается физическому насилию со стороны учеников. Около 60% испанских учителей говорят, что сталкиваются с отсутствием элементарного уважения к себе, а более 10%, заходя в класс, испытывают страх. Похоже, общий язык здесь быстро находят только младшие школьники.

– Дети, в отличие от взрослых, стремятся понять друг друга. Трудновато приходится разве что маленьким китайцам: языки чересчур разные! Но на перемене все играют вместе, – рассказывает Фокусу директор севильской школы имени поэта Хуана Рамона Хименеса Карлос Апарисьо.

Помимо испанцев здесь учатся дети из Марокко, Латинской Америки, Восточной Европы, Китая. Около 12% всех учеников – дети иммигрантов.

Испанцы, которым исполнилось 16–17 лет, далеко не всегда так же приветливы и толерантны. Молодежи есть что делить с приезжими сверстниками. К выходцам из Африки, Латинской Америки и Восточной Европы многие относятся как к более бедным и менее удачливым, а потому несправедливо претендующим на место под испанским солнцем. С другой стороны, здесь, как и в других государствах ЕС, именно иммигранты традиционно заняты на самых низкооплачиваемых работах, на которые местных не заманишь.
– Хорошие рабочие места всегда достаются коренным жителям, – говорит Джорджина Сиклосси. – Даже в самых открытых странах – Великобритании, Швеции, Ирландии – иммигранты сталкиваются с проблемами, которые местной молодежи незнакомы.

Низкая зарплата, тяжелые условия труда, перегруженный график работы часто становятся уделом приезжих. Парадокс в том, что амбициозные юноши и девушки Западной Европы, не очень-то стремящиеся получить место уборщика или посудомойки, все равно видят в иммигрантах потенциальных конкурентов.

Свобода, равенство, беспорядки
Утонченность и аристократизм предместья Парижа, столь красочно описанные Бальзаком и Флобером, канули в Лету. Теперь на тех же самых улицах частенько устраивает беспорядки молодежь – дети и внуки прибывших на землю обетованную иммигрантов.

В ноябре 2007 года в Виллье-де-Бель два тинэйджера-араба 15 и 16 лет, несшиеся на украденном мотоцикле, врезались в полицейскую машину и разбились насмерть. На улицы города немедленно высыпала молодежь с намерением отомстить стражам порядка, которые покинули место происшествия, не попытавшись оказать подросткам помощь. Полицейские утверждали, что в столкновении был виноват водитель мотоцикла. Трагедия стала причиной очередной волны дебошей, молодежь не успокаивалась и штурмом пыталась взять полицейский участок. Был жестоко избит комиссар полиции, более 20 полицейских получили ранения, сгорело несколько десятков автомобилей. Во время погромов молодые люди кричали: "Мы вам напомним 2005 год!" Тогда гибель двух подростков тунисского и мавританского происхождения по вине полиции вызвала массовые беспорядки, которые продолжались почти три недели. Николя Саркози, в то время министр МВД, действовал жестко. Для подавления бунта в 25 городах полиция применяла резиновые пули и водометы. После восстановления порядка началась депортация опасных элементов – действительных и мнимых.

На родине прав человека сегодня всерьез говорят об угрозе, которую представляет нашествие иммигрантов из стран третьего мира. В докладе экспертов Департамента внутренней безопасности речь идет об "отторжении западных ценностей" и "негативной культурной идентичности" выходцев из мусульманских государств. Больше, чем кровопролития, Франция боится постепенного отмирания французских традиций. Хотя, по мнению еженедельника Time, бояться поздно: французская культура скончалась без посторонней помощи.

Правительство президента Саркози недавно приняло закон о проведении при въезде в страну анализа ДНК род­ственников иммигрантов, законно проживающих во Франции: вдруг кто-нибудь на самом деле не состоит с ними в родстве? Впечатляют и пророчества лидера партии "Национальный фронт" Жана-Мари Ле Пена, известного своими шовинистическими настроениями: "Когда во Франции будут жить 25 млн. мусульман, французы станут ходить по улицам, боясь поднять голову".

Еврочеченцы
В декабре Польша вошла в Шенгенскую зону. Этого события с нетерпением ждали не только поляки, но и представители других национальностей. Например, беженцы из Чечни, которые ринулись в распахнувшиеся двери Европы.

На новогодней дискотеке в австрийском городе Филлахе молодые чеченцы избили местную девушку. Ее другу проломили череп, лишили трех зубов и изуродовали лицо. При обыске у них обнаружили кастеты, которые, по словам полицейских, горцы носят вместе с мобильным телефоном и кошельком. 18 молодых чеченцев после этого были выдворены из земли Каринтия, а ультраправый политик Йорг Хайдер обратился к чеченской общине с ультиматумом: либо они лучше воспитывают своих детей, либо все до одного будут высланы. Он также обвинил сотрудников МВД в том, что они "легкомысленно относятся к предоставлению убежища чеченцам". Нужно отметить, что ежегодно Австрия принимает около 2 тыс. беженцев из Чечни.

Местные политики на основе подобных инцидентов создают лозунги для своих промоушн-кампаний. К примеру, перед Новым годом член Партии свободы Сюзанна Винтер объявила о "ползучей исламизации Австрии" и призвала "отбросить тоталитарную систему господства, которой является ислам, туда, откуда она пришла, то есть за Средиземное море". Ее речь встретили аплодисментами.

Воспитание Сибирью
Не обошлось без жертв и в Германии. В начале января в мюнхенском метро двое молодых людей избили 76-летнего старика. Так они отреагировали на просьбу пенсионера не курить в вагоне. Один юноша по происхождению турок, его приятель – грек. Инцидент тут же стал разменной монетой для немецких политиков.

Христианский демократ и премьер-министр земли Гессен Роланд Кох, рейтинг которого падает день ото дня, мгновенно воспользовался случившимся: не за горами выборы в федеральной земле. Зазвучали громкие призывы ужесточить наказания для молодых преступников, а провинившихся иммигрантов высылать на родину. Консерваторы аплодируют, левые возмущаются.

Тем более что в начале года управление по делам молодежи города Гисен (земля Гессен) отправило юного немца, проявлявшего преступные наклонности, на перевоспитание в Сибирь. Выбор места ссылки педагоги объяснили просто: там, в суровом климате, вдали от привычного комфорта, ничто не будет отвлекать юношу от осознания вины. Бескрайние таежные просторы заставляют задуматься о смысле жизни.

Социологи утверждают, что проблема молодежной преступности в Германии в первую очередь связана с социальными факторами. Биографии проблемных подростков из семей иммигрантов и коренных жителей совпадают: ранний отказ от учебы ради заработка, сложные отношения с родителями, уход из дома.

– Расизм, как и другие виды дискриминации, должен остаться в прошлом. С этой целью Совет Европы проводит кампанию All Different, All Equal ("Все разные, все равны"), адресованную европейской молодежи, – рассказала Джорджина Сиклосси Фокусу. – В ней принимают участие 42 страны.

В первом полугодии в ЕС будет председательствовать недавно присоединившаяся к нему Словения. Затем на этом посту ее сменит старожил – Франция. "Борьба с расизмом и ксенофобией является прерогативой для всех без исключения государств Европы", – заявил Примож Шелиго, посол Словении в Украине на пресс-конференции. Присутствовавший на ней посол Франции Жан-Поль Везиан подтвердил готовность своей страны способствовать межкультурному диалогу.