Заграница нас научит. Чем привлекает украинцев учеба в иностранных вузах
Качественно, недорого и можно остаться — вот три ключевых стимула, заставляющих молодых украинцев выбирать для учебы не национальные, а европейские университеты
За его плечами в Украине — университет и диплом инженера. Но киевлянин Михаил Доброчаев работает не инженером, а электриком, живет не в Киеве, а в Варшаве и вновь, уже полтора года, учится, хотя и заочно — в Высшей школе финансов и управления. На вопрос, зачем ему польский диплом, отвечает без паузы: это возможность получить вид на жительство в стране, входящей в ЕС. "Я хотел бы жить дома, но реальность такова, что перспектив и стабильности там нет", — разводит руками Доброчаев.
В аудиториях европейских вузов, особенно университетов восточной части Евросоюза, год от года становится все больше молодых украинцев. За последние пять лет почти на треть — по итогам 2013 года почти 33 тыс. граждан Украины учатся в странах ЕС. И это не студенты элитных вузов Британии. Основной прирост дали представители среднего класса, поступившие в заведения соседней Польши — страны, где сегодня получает образование больше всего украинцев.
В отечественном Центре исследования общества подсчитали, что западная соседка Украины в прошлом году приняла в своих вузах 9,6 тыс. украинцев. Чуть меньше — 9 тыс. училось в немецких университетах.
Близкое соседство, диплом, легитимный в любой стране ЕС, сопоставимая с украинскими вузами стоимость обучения, а в случае с Польшей еще и похожий язык — те магниты, которые манят в европейские вузы украинскую молодежь.
Об этом хорошо знает Павел Галанин, выпускник факультета международного бизнеса австрийского университета прикладных наук IMC FH, расположенного в городке Кремс. Чтобы попасть туда на учебу, выпускник Киевского национального экономического университета (КНЭУ) заполнил анкету на сайте европейского вуза и ознакомился с детальным планом, в котором были указаны необходимые документы и сроки их подачи. "Самыми затратными для меня оказались виза и тест TOEFL на знание английского языка — за все 300 евро", — вспоминает он.
Собеседование проходило по скайпу и не показалось Галанину сложным. В итоге он стал австрийским студентом, поступив на бесплатную программу.
Еще проще выглядит процедура поступления в польский вуз: нужно подать пакет документов, идентичный тому, который требуют украинские вузы, и решить "языковой вопрос", то есть выучить польский. Хотя доступно образование и на английском. При этом в большинстве университетов Польши нет вступительных экзаменов.
Галанин вспоминает, как выглядел типичный урок в его австрийской альма-матер. Группа из тридцати студентов делится на подгруппы по пять-шесть человек. Каждая из них должна решить реальную проблему действующей фирмы и доказать, что именно их идея лучшая. Результаты дискуссий презентуются в штаб-квартирах компаний — участниц проекта перед их руководством.
"Проблема отечественного образования в том, что студентам дают неактуальные знания, которые не востребованы на рынке труда", — рассказывает директор Украинско-польского центра образования UniverPL Виктор Бурячок. В европейских же вузах получают практические навыки, а трудоустройство напрямую зависит от успешности выпускников.
Западное образование еще и очень демократично. "Нет четких границ между парами, нет звонков. Бывали дни, когда один предмет читался пять или шесть часов", — вспоминает Галанин.
Преподаватель делает перерывы, когда видит, что публика устала. Его роль тоже отличается: учитель скорее "ведет" студентов, а не дает им готовые знания. Он взывает к диалогу, подталкивает к комментариям и дискуссиям.
Правда, украинцы не всегда готовы к самостоятельности. "Учеба требует от наших студентов инициативности, они должны сами прилагать усилия, чтобы чему-то научиться", —
говорит Сорока из "ОсвітаПоль".
А еще диплом европейских вузов может обеспечить успешное трудоустройство. Директор Центра образовательного мониторинга Павел Полянский считает, что "корочки" некоторых европейских вузов могут проигрывать в качестве дипломам университета им. Шевченко или НТУУ "КПИ". Но они признаются странами ЕС и США. А украинские документы о получении высшего образования хоть и котируются в 35 странах, но в этом списке нет Штатов, а Европа представлена лишь несколькими государствами.
С западным дипломом проще устроиться и на родине. "Такой кандидат отлично знает английский язык, имеет опыт жизни в международной среде и потому более самостоятелен и коммуникабелен", — говорит директор рекрутинговой компании "Форсаж" Елена Грищук. Правда, местные работодатели не готовы платить "западным" выпускникам больше, чем другим соискателям. Зато иностранный диплом дает преимущества при трудоустройстве в международные компании.
Движение на Запад
Статистика, показывающая постоянный рост популярности западного образования среди украинцев, подталкивает к выводам, что чем дальше, тем больше молодых соотечественников станет подавать документы в европейские вузы. А Польша останется №1 для выходцев с берегов Днепра.
Эта страна пытается максимально нарастить долю иностранцев среди студентов своих вузов — пока их лишь 1,8%, в то время как среднеевропейский показатель равен 7%. Главным источником для роста этого показателя поляки видят именно Украину.
По словам Вальдемара Сивинского, директора польского образовательного фонда "Перспективы", его страна заинтересована в том, чтобы студентов-иностранцев, в том числе украинцев, было больше. Тем более что последние, как правило, хорошо подготовлены и быстро адаптируются.
Поляки еще и зарабатывают на тех, кто учится на контрактных программах.
То, что для Польши хорошо, для Украины может превратиться в проблему. По данным образовательных агентств, на родину возвращаются не более трети украинских выпускников западных вузов. Пока это еще не выглядит масштабной утечкой мозгов. Но лишь потому, что, по словам экс-министра образования Станислава Николаенко, из 2,5 млн студентов только 1,3% получает образование вне страны. "Из-за роста коррупции и сокращения бюджетных мест украинские вузы проигрывают конкурентную борьбу зарубежным", — полагает он. При сохранении нынешней тенденции доля "иностранцев" заметно вырастет, и тогда государство ощутит нехватку квалифицированных кадров.
Варшавский студент Михаил Доброчаев для своей родины уже отрезанный ломоть: возвращаться он не собирается, разве что намерен периодически проведывать родных, благо от Варшавы до Киева пара часов лету.
Экс-киевлянин активно интегрируется в новую среду и помогает в этом землякам: он создал в соцсетях сообщество "Типичная Польша", объединяющее живущих и учащихся здесь соотечественников. Сегодня в нем более 23 тыс. подписчиков. И их становится все больше.
Ирина Гамалий, Фокус