Игры престолов. Каких решений стоит ожидать от Объединительного собора
Сегодня в Киеве на территории Софии Киевской состоится – или, по крайней мере, откроется – Объединительный cобор православных церквей. Какие решения ему предстоит принять и какие подводные камни он таит – разбирался Фокус
Зачем вообще проводить Собор?
Все просто. Без объединения всех украинских церквей, утверждения Устава новой украинской Поместной церкви и выбора ее предстоятеля Томос Украине дарован быть не может. Хотя само решение о таком акте было принято Фанаром еще 11 октября сего года. Именно с этой даты во Вселенском патриархате считают, что Украина вернулась в ситуацию, которая имела место до 1686 года – когда в Киеве существовала митрополия, подчиненная Константинополю. Само это решение показательно, но оно так и останется "бумажным тигром", пока украинские церкви не примут Устав создаваемой Поместной церкви и не выберут ее предстоятеля, которому документ об автокефалии и будет вручен.
"Томос Вселенского патриарха должен быть вручен предстоятелю православной церкви Украины 6 января – в день, когда празднуют Навечерие Рождества Христова", – подчеркивает секретарь Священного Синода УПЦ КП архиепископ Евстратий (Зоря).
Без Фанара украинские иерархи не смогли консенсуально определиться ни с уставом, ни с форматом новой церкви, ни с тем, как именно будет проводиться Собор
Что касается Устава, то его проект одобрен Синодом Вселенского патриархата в ноябре в Стамбуле. Это, конечно, выглядит так, что Фанар полностью подчиняет себе создаваемую митрополию, превращая ее в вассала. Но отчасти в этом виноваты сами украинские иерархи: они не смогли консенсуально определиться ни с уставом, ни с форматом новой церкви, ни с тем, как именно будет проводиться Собор. Поэтому Константинополь взял инициативу в собственные руки. Хотя это не означает, что документ, привезенный в Украину посланником Фанара митрополитом Эммануилом Гальским (которому, кстати, отведена функция председателя на Соборе), не может претерпеть изменений и быть доработан в Софии Киевской. Может. Займет ли это день, два или больше – сказать трудно. Как трудно абсолютно точно назвать и главного претендента на митрополичий трон Поместной церкви, и то, сколько времени потратят церковные иерархи на его избрание.
Кто и как будет голосовать?
В Киевском патриархате считают, что голосовать на Соборе следует архиереям. Священники и миряне от епархий присутствовать на этом важном событии могут, но их удел – быть статистами. Само же голосование должно быть открытым. У Вселенского патриархата – иная позиция. Право голоса должно быть у всех делегатов, в том числе и у мирян. А сам процесс голосования – тайным. Что, конечно, является более демократичным. Судя по последней информации, точка зрения Константинополя таки возобладала.
Подтвержденная информации о численности участников Собора отсутствует. По разным источникам, в голосовании примут участие примерно 58 архиереев. От УПЦ КП – 40, от УАПЦ – 14, и 3-4 – от УПЦ МП. При этом иерархи УПЦ МП провели свой Синод, на котором приняли решение осудить Объединительный собор, поскольку, по их мнению, Варфоломей, созывая его, идет против установленного канона.
Как отмечают эксперты, если бы проводился исключительно архиерейский Собор, то есть право голоса имели бы только епископы церквей, то кандидат от УПЦ КП мог бы легко одержать победу. Однако тут имеется нюанс. Формат архиерейского Собора, выбранный в качестве процедуры для создания новой Поместной церкви, может дать основания представителям других Церквей (из числа тех, кто враждебно относится к идее украинской автокефалии) не признавать его результаты. Так что демократизм Фанара и его ставка на более высокого ранга Поместный собор является здесь в известном смысле страхующей лонжей, позволяющей избежать подобных сюрпризов.
Кто баллотируется?
Баталии вокруг кандидатур предстоятелей церкви, которых внесут в бюллетень для тайного голосования, развернулись задолго до Собора, и интригу удалось выдержать до самого дня голосования.
Точно известно, что в списке кандидатов не будет митрополита Онуфрия (Березовского), главы УПЦ МП, который ранее вернул Вселенскому патриарху Варфоломею его письмо с приглашением принять участие в Объединительном Соборе.
Никто не может поручиться, что на Соборе не появится какой-нибудь неожиданный или слишком рано снятый со счетов "черный лебедь"
Еще один потенциальный участник выборов, митрополит УАПЦ Макарий (Малетич), взял самоотвод и заявил о том, что ему "в октябре пришло письмо за подписью Вселенского патриарха, чтобы не ставил свою кандидатуру на голосование".
Со слов Макария, такое же письмо получил и патриарх УПЦ КП Филарет (Денисенко). Однако сам Филарет публично такую информацию не подтверждал. При этом, судя по его высказываниям, растиражированным прессой, для него принципиальное значение имеет его епископский титул патриарха. Глава новой Поместной церкви будет носить титул митрополита, в то время как патриарх является более высокопоставленной фигурой в церковной иерархии.
Таким образом, сформировалась двойка наиболее "весомых" кандидатов: от УПЦ КП выдвинут митрополит Переяславский и Белоцерковский Епифаний (в миру Сергей Петрович Думенко), от УПЦ МП - митрополит Винницкий и Барский Симеон (в миру Владимир Иванович Шостацкий).
Что касается третьей возможной кандидатуры, то, по мнению экспертов, она "плавающая". Иными словами, никто не может поручиться, что на Соборе не появится какой-нибудь неожиданный или слишком рано снятый со счетов "черный лебедь".
"Все очень зыбко и может измениться в сам день Собора. Так, Макарий, который взял самоотвод, может баллотироваться и имеет преимущество перед другими кандидатами, в качестве нейтральной и компромиссной фигуры между церквями Московского и Киевского патриархата", -- комментирует сложившуюся ситуацию Фокусу заведующий кафедрой религиоведения философского факультета Киевского Национального университета им. Шевченко, доктор философских наук, профессор Евгений Харьковщенко.
Эксперты не отрицают и возможного участия Филарета, поскольку в вопросе сохранения епископского титула есть свои тонкости. Филарет может сохранить титул патриарха перед паствой внутри страны, в то время как на международном уровне будет считаться митрополитом.
Что известно о кандидатах?
Понятно, что наиболее пристально сейчас изучаются биографии митрополитов Симеона и Епифания, которые стали формальными лидерами этой гонки.
О 56-летнем митрополите Симеоне известно, что он родом из села Райковцы Хмельницкой области. С 1980 по 1982 годы – тогда еще как Владимир Шостацкий - служил в рядах Советской армии. В открытых источниках информацию о месте службы найти не удалось. После службы учился в Винницком медицинском институте, который оставил на четвертом курсе в 1987 году и поступил в Московскую духовную семинарию.
В 1990-м в Даниловом монастыре в Москве принял монашеский постриг с именем Симеон. В Украину он вернулся в 1994 году, где стал насельником Киево-Печерской лавры и слушателем Киевской духовной семинарии. В 2002-м возведен в сан архиепископа, пятью годами позже стал архиепископом Винницким.
Показательно, что в Москве Симеона считают украинским националистом. Он был единственным архиепископом, который 23 ноября не подписал постановление, осуждающее предоставление автокефалии Украине.
По данным некоторых СМИ, Симеона связывает тесная дружба с семьей Порошенко, и якобы последний лично убеждал его принять участие в выборах главы УПЦ МП в 2014 году. В итоге Симеон занял третье место, уступив нынешнему митрополиту Онуфрию.
"Если рассматривать выборы предстоятеля новой поместной церкви с точки зрения необходимости достижения православного мира, то фигура митрополита Симеона представляется наиболее подходящей кандидатурой. Избрать главой церкви представителя УПЦ МП -- может быть примирительным ходом, -- считает Евгений Харьковщенко. -- Перед предстоятелем поместной церкви будут стоять не только духовные задачи, но и ряд очень сложных мирских вопросов, в том числе по части приходов, храмов и прочего. Поэтому необходимо искать компромисс между интересами патриархатов и проявлять мудрость в этом вопросе, чтобы не допустить усугубления конфликта между церквями".
Роль главного оппонента митрополита Симеона, вероятно, будет отведена "правой руке" патриарха Филарета, митрополиту Епифанию. О 39-летнем Епифании известно, что он родом из села Волково Одесской области. С 1996 по 2003 годы обучался в Киевской духовной семинарии. В 2003 году получил должность секретаря-референта Ровенского епархиального управления и начал преподавать в Ровенской духовной семинарии. В этом же году будущий митрополит дал старт своей журналистской карьере, став редактором интернет-портала "Ровно православное" и членом редколлегии церковной газеты "Духовная нива". В 2005-м Епифаний -- уже пресс-секретарь Ровенского епархиального управления. Сама эта стезя, по-видимому, подтолкнула священнослужителя к тому, чтобы стать членом Союза журналистов Украины.
По разным источникам, относительно молодой, но амбициозный митрополит владеет пятью языками и два года стажировался на философском факультете Афинского национального университета.
Через год после возвращения из Греции, в 2008 году, он становится личным секретарем Филарета, а также начинает заниматься делами Киевской епархии. Еще одна обязанность, закрепившаяся за ним в ту пору -- наместник Выдубицкого монастыря. В 2010 году Епифания назначают ректором Киевской православной богословской академии. В 2013-м -- возводят в сан митрополита Переяслав-Хмельницкого и Белоцерковского.
"Объективно Епифаний имеет больше шансов быть избранным главой поместной церкви даже по факту большинства голосов, хотя Епифаний относительно недавно появился в окружении Филарета, -- подчеркивает Евгений Харьковщенко. – Фигура предстоятеля новой церкви является ключевой и объединительной в процессе создания Поместной церкви, поскольку существует ряд конфликтных и спорных вопросов, которые встанут перед новым главой церкви, и ему должно хватить опыта их решить".