Грамота Петра I о фактической аннексии украинской церкви вернулась в Киев

По мнению историков, цензура текста свидетельствует о желании России избегать даже каких-либо упоминаний о том, что Киевская митрополия была ранее подчинена Константинополю

Церковная грамота Петра I о постановке митрополита Иоасафа Кроковского на Киевскую митрополию, вывезенная из Киева во время Второй мировой войны, вернулась в Украину.

Как сообщает DW, царская грамота является важным свидетельством аннексии украинской церкви Москвой.

Документ с конца 1950-х хранился в библиотеке Института восточноевропейской истории и краеведения Университета Тюбингена, (федеральная земля Баден-Вюртемберг).

Обнаружившая документ историк Наталья Синкевич говорит, что оригинал грамоты никогда не исследовался для выяснения детальных обстоятельств переподчинения Киевской митрополии Москве. В начале XIX века русский историк и клирик Евгений Болховитинов обнародовал в своем исследовании текст грамоты 1708 года.

Fullscreen

Изучив оригинал, Синкевич выяснила, что в публикации Болховитинова текст был подвергнут цензуре.

"Болховитинов вырезал самый интересный с сегодняшней точки зрения момент о том, что Киевский митрополит обязуется не возвращаться больше в Константинополь", — отметила историк.

Она убеждена, что упоминание Константинополя в грамоте через два десятилетия после переподчинения митрополии свидетельствует о том, что Москва не была уверена в лояльности киевского духовенства.

"Этот документ свидетельствует о том, что переподчинение не было одномоментным, а было многолетним процессом. Очевидно, желание киевского духовенства вернуться в Константинополь было. Поэтому в грамоте подчеркнуто, что Кроковский не будет этого делать", — говорит исследовательница.

По ее мнению, цензура текста исторических документов свидетельствует о желании России избегать даже каких-либо упоминаний о том, что Киевская митрополия была ранее подчинена Константинополю.

Fullscreen

Издание отмечает, что Иоасаф был последним митрополитом во время пребывания Киева в составе Российской империи, который был свободно избран киевским духовенством и утвержден царем, а не прямо назначенным Москвой.

После него в течение нескольких веков митрополитов прямо назначали из Москвы.

Как ранее сообщал Фокус: