Папа и король. Как 90 лет назад решили церковный вопрос в Италии

Фото: zarubejom.ru
Фото: zarubejom.ru

11 февраля 1929 года в Риме были подписаны Латеранские соглашения, завершившие 60-летний спор между государством и церковью и положившие начало самому крошечному государству на карте мира – Ватикану

Сейчас в Украине продолжается процесс становления автокефальной поместной православной церкви. Схожие процессы в разные времена проходили в большинстве стран Европы. Только если в государствах с доминированием православия на порядке дня стоял вопрос независимости церкви от иностранного религиозного центра, то в католических странах часто само государство вынуждено было отбиваться от вмешательства церкви в политические дела. Острее всего эта проблема стояла в Италии.

Римский вопрос

В далеком 754 году король франков Пипин Короткий подарил Папе Римскому Стефану ІІ земли вокруг Рима. Так было положено начало теократическому государству в центре Италии, которое с небольшими перерывами просуществовало 11 веков. На пике политическое влияние великих понтификов выходило далеко за пределы Апеннинского полуострова, а одно время они даже претендовали на высшую власть на территории всей Западной Европы.

Но к середине ХІХ века те времена уже давно прошли. Череда революций и сопутствующее им распространение либеральных идей серьезно подорвали политическое влияние церкви, а вместе с ним — и самого Папы Римского. Все больше европейских государств склонялись к реализации принципа отделения церкви от государства. В таких условиях существование Папской области в центре Европы уже выглядело пережитком прошлого.

В 1860 году завершилось объединение большей части Италии под властью Савойской династии. Премьер-министр Камилло Кавур видел столицей объединенного королевства Рим и продвигал идею построения светского государства по принципу Libera Chiesa in libero Stato ("Свободная церковь в свободном государстве"). В его понимании Папа Римский должен был отказаться от светской власти и полностью посвятить себя духовному попечению о пастве. Пий ІХ, в свою очередь, был убежден, что понтифик утратит свободу при отсутствии в его руках светской власти, и отказывался идти на любые уступки. Вместо этого он обратился за помощью к французскому императору Наполеону III. Присланный из Франции в Рим военный гарнизон следующие 10 лет оставался гарантом сохранения независимости Папской области.

Fullscreen

Пробитая брешь в городской стене Рима, через которую итальянские войска зашли в город

Такой статус-кво сохранялся до 1870 года, когда вспыхнула Франко-прусская война. 1 сентября Наполеон III потерпел сокрушительное поражение под Седаном, а уже 20 сентября итальянские войска вошли в Рим. Папа Римский приказал своим войскам оказать символическое сопротивление, а сам удалился на Ватиканский холм. Рим стал столицей Итальянского королевства, а Папская область прекратила свое существование.

Папа против государства

Урегулировать отношения светских властей со Святым престолом должен был принятый 13 мая 1871 года "Закон о гарантиях". Папе Римскому гарантировались неприкосновенность личности, соответствующие почести и режим экстерриториальности Ватиканского, Латеранского и Канцелярского дворцов и виллы Кастель Гондольфо. Также понтифику разрешалось иметь вооруженную охрану и поддерживать дипломатические отношения с иностранными государствами. За духовенством признавалось право на свободу собраний, а епископы были освобождены от присяги королю Италии. К тому же государство обязалось ежегодно выделять на нужды Святого престола 3 млн 225 тыс. лир.



Первый "ватиканский узник" Пий IX
Fullscreen
Первый "ватиканский узник" Пий IX

Однако Пий ІХ оставался непреклонным и отказывался признавать легитимность итальянского государства. Вместо этого он отлучил от церкви всех причастных к аннексии Рима, в том числе и короля Виктора Эммануила II. Также понтифик подтвердил действие буллы Non expedit, выданной еще в 1868 году. Папский указ призывал всех католиков придерживаться принципа Ne eletti ne elettori ("Не избиратели, не избираемые") и отказаться от участия в парламентских выборах. Себя же Пий ІХ объявил "ватиканским узником" и отказался покидать пределы Ватиканского холма до восстановления своих попранных прав.

Папские запреты хоть и подрывали репутацию итальянского государства, но уже не имели такой силы, как в Средние века. Времена, когда европейские монархи вынуждены были на коленях просить снять с них отлучение от церкви, давно прошли. В 1878 году скончался Виктор Эммануил II (перед смертью Папа все-таки снял с него отлучение), а вскоре — и сам понтифик. Его преемники хоть и продолжали именовать себя "ватиканскими узниками", но были в противостоянии с государством уже не столь категоричны.

Понтифик формально считался простым гражданином, но фактически продолжал пользоваться всеми почестями, подобающими главе одной из мировых религий. При этом его добровольное "заточение" на практике сводилось только к отказу покидать пределы Ватикана.

Действие буллы Non expedit формально сохранялось, но c каждым годом епископы во главе с Папой все менее строго следили за соблюдением ее норм, пока в 1919 году Бенедикт XV не отменил ее окончательно. В том же году была создана Итальянская народная партия во главе со священником Луиджи Стурцо, которая стояла на позициях защиты интересов католической церкви. Выборы 1919 и 1921 годов были весьма успешны для партии, на которых она заняла второе место по количеству полученных голосов избирателей. В целом к началу 20‑х годов XX века наблюдалось движение к нормализации отношений между Святым Престолом и Италией, однако конкретных результатов по установлению дружественных связей достичь не удалось.

В поисках компромисса

6 февраля 1922 года предстоятелем католической церкви был избран кардинал Акилле Ратти, принявший имя Пия XI. Спустя восемь месяцев полностью поменялась расстановка сил и на политическом Олимпе Италии. 22 октября 1922 года после победоносного Великого похода на Рим штурмовых отрядов фашистов, король Виктор-Эммануил III назначил Бенито Муссолини премьер-министром.

Первоначально итальянский фашизм руководствовался принципами атеизма и антиклерикализма. Однако через два года его политика в отношении церкви резко изменилась: партия нуждалась в поддержке со стороны Ватикана для укрепления и достижения полноты власти. Муссолини приветствовал избрание главой католической церкви Пия XI, с которым он был знаком еще в бытность последним архиепископом Милана. "Ратти пользуется симпатиями среди нас, в светском мире. Я убежден, что с Пием XI отношения между Италией и Ватиканом улучшатся", – писал дуче по этому поводу.

После прихода к власти фашистское правительство стало предпринимать конкретные шаги по сближению с церковью. В государственных учреждениях возродили практику размещения распятий, в школах ввели обязательное преподавание католической религии, а за преступления против духовенства было усилено наказание.

Папа, в свою очередь, видел в фашистах силу, способную одолеть социализм и коммунизм, которые считал высшим злом для церкви, и начал оказывать негласную поддержку Муссолини. В 1923 году энцикликой Ubi arcano Dei Consilio он провозглашает уход церкви из политики и отказывается от поддержки католических общественных и политических движений, чем серьезно подрывает авторитет Народной партии и способствует установлению фашистской диктатуры.

Латеранские соглашения

В 1926 году начались прямые переговоры между Святым престолом и итальянским правительством по урегулированию статуса Ватикана. Всего за три года было наработано около 20 вариантов текста договоренностей между Святым престолом и Королевством Италия. В конце концов, 11 февраля 1929 года в Латеранском апостольском дворце кардинал Пьетро Гаспарри со стороны Ватикана и премьер-министр Бенито Муссолини от имени короля Виктора Эммануила III подписали договор, финансовую конвенцию и конкордат, которые завершили 60-летнее противостояние между светской и духовной властью в стране.

Fullscreen

Кардинал Пьетро Гаспарри и Бенито Муссолини подписывают Латеранские соглашения

Согласно условиям договора, Папа Римский наконец-то признавал легитимность объединенной Италии, а ее правительство, в свою очередь, давало добро на создание хоть и крошечного (44 га), но независимого города-государства Ватикан, в котором понтифик обладал всей полнотой светской и церковной власти.

Финансовая конвенция предусматривала ежегодные выплаты в качестве компенсации Святому престолу в связи с ликвидацией Папской области. Взамен Римская курия отказывалась от всех претензий к государству, которые возникли после объединения Италии.

Конкордат регулировал отношения между церковью и государством. Подтверждался статус католицизма как единственной государственной религии с широким перечнем прав и привилегий (обеспечение свободного и публичного отправления богослужений и юрисдикции в церковных делах, признание законности церковного брака, преподавание Слова Божьего в школах, объявление религиозных праздников и всех воскресений выходными). При этом церковь отказывалась от любого вмешательства в дела государства, а епископы должны были присягать на верность королю.

Со временем отношения Ватикана и фашистского правительства стали портиться, однако Латеранские соглашения успешно пережили и Муссолини, и Вторую мировую войну. Латеранский договор был официально подтвержден в ст. 7 новой итальянской конституции, принятой 22 декабря 1947 года и действующей до сих пор.