Дорогу женщине! Почему феминизм – это не про Femen
Накануне Международного дня феминизма, который отмечают 30 мая, правительственная уполномоченная по вопросам гендерной политики Катерина Левченко рассказала Фокусу, почему футбольный стадион не удовлетворяет потребностей женщин, как делить государственные деньги по гендерному принципу и с каким неравенством сталкиваются мужья нотариусов
В США в 2017 году феминизм стал словом года. На "Книжном Арсенале" в Киеве прошла презентация известной книги "Мужчины о феминизме", везде можно купить футболки с принтами на гендерную тематику. Складывается впечатление, что сейчас на феминизм существует некая мода. Это действительно так?
– С развитием экономических и социальных структур становится понятным, что динамика общества возможна тогда, когда в оплачиваемой работе будет участвовать больше женщин. А это, кроме всего прочего, означает, что необходимо развитие инфраструктуры. Сегодня у нас есть проблемы с детскими садами, с нянями, со службами поддержки, что не дает женщинам с маленькими детьми или тем, кто ухаживает за престарелыми родителями, иметь равный доступ к работе и к реализации экономических прав. Феминизм как идеология и общественное движение как раз и обращает внимание на эти проблемы.
Понятно, что существуют глубокие социальные проблемы, но иногда кажется, что они просто скрываются за слоем хайповости самой темы...
– В каждом общественном движении есть разные стороны – центристские, умеренные, радикальные, что присуще и феминизму. Какую бы мы идею не взяли, всегда есть горячие сторонники, которые могут и не вникать глубоко в суть вопроса, но предпочитают радикальные взгляды и действия. Иногда феминизм воспринимается просто как некая субкультура. Поэтому да, наверное, есть определенная мода на феминизм, ведь это что-то новое...
Не очень-то и новое!
– Согласна, с точки зрения истории не очень новое, поскольку феминистским взглядам уже несколько сотен лет. Но для большинства людей в Украине оно является новым. В Советском Союзе про феминизм вообще не говорили и ничего не знали. Да и сегодня ни в школах, ни в высших учебных заведениях не учат тому, что феминизм – это философия, это политическое и общественное движение. Вот и выходит, что люди самостоятельно открывают для себя феминизм. Само движение началось с того, что женщины хотели получить те же права, которые были у мужчин – право на образование, право на работу, право свободного выбора мужа. Представьте, в Швейцарии женщины получили право голоса только в 70-е годы прошлого века, хотя там находится штаб-квартира ООН и других международных организаций! Вы можете сказать, что сегодня женщины уже и голосуют, и получают образование. Но остается еще немало препятствий для реализации прописанных прав.
Как мне кажется, украинцы открывают феминизм не с той стороны. У многих людей он ассоциируется с Femen, а значит и с эпатажем, с полуобнаженными телами, с определенной агрессией. Вот эти публичные акции не дискредитируют идеи феминизма?
– Публичные акции – это и политическое, и социальное, и даже культурное явление для привлечения внимания. И вопросы надо задавать не тем, кто эпатирует общество. Меня больше беспокоит вот это прямое, невдумчивое, некритичное восприятие таких вещей. Все происходит на уровне поверхностных эмоций – нравится/не нравится. И я знаю представителей общественных организаций, которые говорят: "Я защищаю права женщин, но я не феминистка". Но почему, если феминизм – это как раз про права женщин? Нам как обществу нужно взрослеть, становиться зрелыми и видеть серьезные проблемы.
Сейчас много пишут про гендерно сбалансированный бюджет. Увидела пример: средства на спорт в школе должны направляться отдельно на мальчиков и девочек. И, если к занятиям привлекается недостаточно девочек, значит, надо забрать деньги у мальчиков и перенаправить их на другие женские активности. Такая схема кажется довольно странной. Это все так и работает?
– Это не самое удачное объяснение. В теме гендерной политики много непонимания, а трактовки, которые даются, не всегда полностью соответствуют сути вопроса. Возьмем тот же спорт. Например, у какого-то населенного пункта благодаря децентрализации есть собственный бюджет, и принимается решение построить футбольный стадион. Но 95% пользователей стадиона – это юноши и только 5% – девочки. Выходит, что деньги, заработанные громадой, разделились непропорционально.
Это означает, что стадион не надо строить?
– Нет, не означает. Но строительство такого поля не полностью закрывает потребности в спорте в этом населенном пункте. То есть громада должна понимать, что в следующий раз необходимо построить площадку для волейбола, например, где женщины смогут больше себя реализовать. Гендерный подход требует постоянной оценки потребностей и влияний по каждому решению, которое принимается.
Кстати, это именно то, что меня очень привлекло в гендерных подходах, когда я только начинала заниматься этой темой. Они помогают повернуться от понятия "народ" в общем к конкретизации потребностей разных групп. Например, женщины могут быть молодыми, среднего возраста, пожилого возраста, работающие, неработающие, на пенсии, вдовы, матери-одиночки. И у каждой свой опыт и свои проблемы. И если такие проблемы связаны с несколькими социальными статусами, то речь идет о множественной дискриминации.
Возьмем, например, женщину на инвалидной коляске в сельской местности. Понятно, что доступ к медицинским услугам усложняется у всех людей с инвалидностью – и у мужчин, и у женщин, – но есть и особенности. Потому что для осмотра женщин с дисфункцией должны быть специально обустроенные гинекологические кресла, должны быть врачи, которые могут работать с такими пациентами, должны быть подъемники и так далее. И гендерный подход как раз дает возможность приблизиться к каждому человеку.
Очень много вопросов вызывает так называемая позитивная дискриминация. Чаще всего это понимается как то, что при трудоустройстве на работу возьмут женщину, даже если мужчина будет лучшим специалистом, чем она. Насколько эти страхи оправданы?
– Позитивная дискриминация – не очень удачное выражение. Дискриминация – это дискриминация. А вы говорите про квотирование и для этого лучше использовать язык Конвенции о ликвидации дискриминации женщин, которая называет это специальными временными мерами, а в нашем законодательстве это "позитивные действия". Так вот государство применяет их для ликвидации дисбаланса между мужчинами и женщинами в той или иной сфере. Что касается принятия на работу, то в Украине такого пока не было, и я бы не стала делать умозрительные выводы. Вообще, мы любим бояться того, что может случиться, но это очень преждевременные страхи. А что касается самого гендерного квотирования, то это очень простой и эффективный инструмент, который работает во многих цивилизованных странах.
Вы как уполномоченный по гендерной политике встречаетесь с нарушением прав мужчин?
– Да. В последнее время у меня было несколько обращений, касающихся оформления отпусков по уходу за ребенком мужчинами, чьи жены физические лица-предприниматели или нотариусы. Формулировка закона такая, что мужчина может взять отпуск, если им не воспользовалась его жена. Но нотариусы и ФОПы не входят в число тех, кто может взять отпуск по уходу за ребенком, а значит, их мужья также не могут его получать. И если мы говорим про равные права и возможности, то очень важно внести изменения в законодательство, чтобы таких ограничений не было.