Все статьиВсе новостиВсе мнения
Украина
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

ОтраЖЖение

ОтраЖЖение
Собственными блогами (сетевыми дневниками) обзавелись уже более 50 тысяч украинцев. Сегодня блогосфера, по убеждению многих её обитателей, — самая честная и компетентная информационная среда. Но прелесть её не только в этом
000

Блоги (от англ. вlog — web log, сетевой журнал или дневник событий) дают возможность любому желающему создать в Интернете своё личное пространство, наполнить его текстами, фотографиями, музыкой и видео. Livejournal.com («Живой Журнал»), один из наиболее популярных ресурсов, был создан американцем Брэдом Фитцпатриком. Ещё студентом он уехал из родного города на каникулы и забавы ради решил построить в Интернете систему для общения с друзьями. Сегодня на livejournal.com — около 12 млн. дневников.

Америка позади
В постсоветском пространстве ЖЖ начал развиваться неожиданно интенсивно и вскоре привлёк интерес широчайшего круга людей: среди «жижистов» (теперь это часто употребляемый термин) начали появляться юристы и политики, священники и бизнесмены, художники и чиновники. Так называемый кириллический сектор «Живого Журнала» (тот, где пишут на русском и других славянских языках) оказался самым живым: наполнился сотнями сообществ и оброс «вспомогательными» ресурсами, своего рода гидами по необъятным просторам ЖЖ.

Создатель «журнала» Фитцпатрик о таком ажиотаже у себя на родине может только мечтать. По его словам, типичный американский «жижист» – это 18-летний подросток либо домохозяйка.
«Американцы в «Живом Журнале» пишут о себе, о своих друзьях; о том, чем они сегодня будут заниматься; о том, как им лень делать домашнее задание; о том, как они ссорятся с родителями и так далее», — сказал как-то изобретатель ЖЖ.

В Украине дела обстоят иначе, уверяет научный сотрудник Института литературы им. Т. Г. Шевченко Вера Балдынюк (популярный украинский ЖЖ-юзер с ником pani_grunia):

– В отдельных дневниках и сообществах рождаются полновесные общественные инициативы, которые перекочёвывают из виртуальной жизни в реальную. К примеру, именно в ЖЖ впервые заговорили о необходимости дублировать фильмы на украинский язык в прокате.

Вера Балдынюк, блог которой регулярно просматривают около 750 «френдов», — среди восьми авторов недавно вышедшей книги «8. Жіноча мережева проза». Идея создать книгу возникла именно в ЖЖ, а в её написании участвовали исключительно «жижисты».

— Много книг раскупили прямо на презентации: в ЖЖ знали о грядущем появлении «восьмёрки» и ждали её. Если заранее сформировать аудиторию, продукт быстрее найдёт свого читателя, — говорит Вера Балдынюк. — В Англии и США подобные проекты называются рrint on demand, печать на заказ. В Сети что-то становится популярным и по желанию публики или автора перемещается на бумагу. Одна из наиболее популярных «заказных» книг — записки английского бомжа, который вёл ЖЖ и каждый день рассказывал о своих злоключениях.

Новые медиа
На этом функции ЖЖ не ограничиваются: в Украине, по мнению Веры Балдынюк, блогосфера стала своеобразным альтернативным СМИ.

— Я перестала читать газеты и смотреть выпуски новостей: больше доверяю информации, которую получаю в ЖЖ, из журналов своих виртуальных друзей, — делится pani_grunia. — Ведь большинство дневников — это, по сути, специализированные странички: что называется, из первых рук можно получить информацию от «жижиста»-политолога, а в дневнике фоторепортёра посмотреть снимки до того, как они появятся в печати. Одни пишут о новинках в сфере IT-технологий, другие – о новостях в области искусства. Каждый из них фактически делает свою собственную маленькую газету.

Выяснить, интересна ли тебе та или иная персона в ЖЖ, очень просто: достаточно «полистать» дневник этого человека, заглянуть в его user info (информация о пользователе) — и минимальное представление о владельце этого блога получено.

Встречи «френдов» «в реале» (то есть в реальной жизни) – обычное дело. По словам Веры Балдынюк, 80% её самых ярких жизненных впечатлений так или иначе связаны с ЖЖ.

— Случилось так, что благодаря «журналу» состоялась моя личная жизнь, — говорит она. — В своём дневнике я как-то написала, что собираюсь пойти на презентацию книги Сергея Жадана «Депеш Мод», и предложила желающим составить мне компанию. Среди откликнувшихся был и мой будущий муж. Кстати, мне известно около десятка случаев, когда люди, познакомившиеся в ЖЖ, благополучно сыграли свадьбы.

В общем, блогосфера — штука многогранная: сайт знакомств, новостной портал, подиум, трибуна, а в некоторых случаях — и исповедальня. Киевский священник Андрей Дудченко (в ЖЖ — webpadre) тоже в неё вовлечён.

— В ЖЖ очень много духовенства, — рассказывает он Фокусу. — Это удобно: многие священники служат в глубинках и не имеют возможно­сти общаться с другими священнослужителями. «Живой Журнал» в этом случае — незаменимая вещь! К слову, в церкви люди не решаются просто подойти к священнику, поговорить с ним, спросить совета. А в ЖЖ это, по-моему, намного проще сделать.

Читатель, знакомый с тонкостями сетевого общения, возможно, посочувствует священнику: одна из расхожих в ЖЖ фраз ёмко определяет характер этой среды: «здесь могут и на х… послать». Отец Андрей Дудченко, однако, полагает, что грубияны благому делу не помеха — от них, мол, и оградиться можно (владелец журнала может ограничивать возможности комментирования своих записей).

Вливаясь в сетевое пространство, «жижисты»-священники волей-неволей приобщаются к здешним правилам, привычкам и даже жаргону. В своем дневнике одесский священник Александр Чумаков (оtiec) опубликовал отчёт о праздновании Рождества. «А всё-таки жжоте вы нипадецки:-)», — значится в одном из комментариев к его рассказу. В общем, изучило духовенство церковно-славянский язык — на очереди современные наречия.

Нравы аборигенов
Есть в блогосфере новички, есть и матёрые обитатели. Один из них — киевлянин Юлий Чирков (его дневник — juliy — входит в пятёрку самих популярных ЖЖ в Украине), 28-летний web-программист, увлекающийся журналистикой и музыкой. «Никогда не вру, детей пока не вырастил, дом не построил, но куст как-то в детстве посадил — на ул. Малиновского, 25», сообщает user info его ЖЖ. В квартире Юлия живут «мышь бизнес-класса» (так он называет свою шиншиллу) и такса. У неё, кстати, тоже есть ЖЖ (sabakka). Поскольку такса набирать текст не умеет, за неё это делает хозяин.

«Лайвджорнал» для Юлия Чиркова — самое оперативное СМИ, источник скандалов и большая площадка для экспериментов.

— ЖЖ однозначно интереснее газет и новостных порталов: свои дневники журналисты и участники событий ведут, не опасаясь цензуры, а потому не стесняются вытаскивать на поверхность грязное бельё, — отмечает он. — Скандалы, регулярно сотрясающие ЖЖ-пространство, отличаются от газетных. Их жертвам может достаться от любого. Чем активнее жертва огрызается, тем охотнее её будут клевать.

Подавляющее большинство участников русскоязычного «Живого Журнала» признают: здесь нетерпимость к оппонентам и резкость высказываний проявляются куда ярче, чем в «западном» секторе ЖЖ, один из главных признаков которого — опять же по свидетельствам «френдов» — сдержанность и толерантность.

Денежный вопрос
— ЖЖ разросся и изменился, стал более массовым и разнообразным, что сделало его привлекательным, с точки зрения виртуальных коммуникаций, — говорит старший копирайтер рекламного агентства TMA Draft Ukraine Андрей Тымчишин-Валевский (в ЖЖ — mcstrick). Многие компании, по его словам, сегодня готовятся к запуску корпоративных блогов. Это один из примеров нестандартной PR-поддержки бренда или торговой марки в Интернете. Неслучайно своё сообщество в ЖЖ создал один из российских производителей водки. А в Украине, например, свой блог ведёт «Приватбанк». Но выше всех коммерчесий вес ЖЖ оценила компания «СУП», созданная российским миллиардером Александром Мамутом. В прошлом году она выкупила кириллический сектор livejournal.com. за $20 млн. Это обстоятельство внесло раскол в ряды «жижистов». Одни категорически против коммерциализации ЖЖ, а другие допускают, что обещание «СУПа» построить дополнительную сервисную инфраструктуру для ЖЖ и предоставлять её в пользование тем блоггерам, которые взамен позволят использовать их дневники в качестве рекламных площадей, – не пустой звук.

0
Делятся
Google+
Загрузка...
Подписка на фокус

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.