"Оружие задротов": экс-нардепка Черновол высказалась о нынешней роли FPV-дронов на фронте
По словам журналистки, мало научиться пилотировать беспилотники, ведь без талантливых саперов и инженеров достичь результата будет сложно. Если проблемы с первыми еще можно решить, то со вторыми сейчас дефицитная ситуация.
FPV-дроны, которые сейчас активно используются украинскими защитниками, не являются панацеей на войне. Соответственно, они не могут полностью заменить артиллерию или более дорогие БПЛА. Такое мнение озвучила журналистка и бывшая народная депутатка Верховной Рады VIII созыва Татьяна Черновол на своей странице в социальной сети Facebook.
Сейчас она служит в рядах ВСУ и с читателями решила поделиться собственным опытом освоения FPV-дрона в качестве пилота. В начале боевых действий с помощью этих гаджетов можно было уничтожить множество целей. Теперь же, на тех участках, где пытается наступать противник, нет ничего интересного и приходится уничтожать какие-то мелкие объекты в виде блиндажей, легковых автомобилей и блокпостов.
"Поэтому ФПВ-дроны не панацея. На самом деле: дроны камикадзе это должно быть недорогое массовое оружие для всех целей подряд, даже не значительных, чтобы держать основные силы врага на расстоянии, разрушать логистику и прореживать атаки. У меня например 30 дронов в месяц. Это ничто. Это не работа. Рабочие эффективные экипажи имеют по 300 дронов в месяц. Но и они не заменяют артиллерию и более серьезные дорогие беспилотные системы, никоим образом!", — пишет Татьяна Черновол.
FPV-дроны на фронте: сложности в управлении
Отдельно журналистка добавила, что она не геймер и никогда им не была, а когда впервые столкнулась с программой-тренажером на компьютере, то подумала, что обучиться этому невозможно. Спустя около 300 часов полетов удалось себя преодолеть и эффективно поражать цели, хоть это было и сложно.
В то же время, оказалось, что научиться летать — мало. Нужно, чтобы в команде был еще талантливый инженер, который будет помогать в процессе уничтожения целей.
"Я шучу, что ФПВ — это оружие "задротов". Пилот это 20% успеха дрона, а инженер это 50% успеха дрона — говорю я. Ведь пилот не может изучить свой аппарат, потому что каждый раз он летает на новом летательном аппарате. И здесь вся надежда на инженера, что новый аппарат не подведет. Даже из одной коробки, из одной серии у аппаратов может быть радикальные отличия и разные некачественные компоненты", — продолжает Татьяна Черновол.
Сейчас уже дошло до того, что каждый дрон вылетает на разной частоте управления и на другом канале видеосвязи. Это все работа инженеров. Они измеряют частоты, которые реже всего глушатся системами РЭБ, чтобы добиться эффективного результата. В итоге сейчас у журналистки 9 из 10 дронов долетают до цели.
Но и на этом сложности не заканчиваются. Долететь до цели и поразить ее — не синонимы. Дело в том, что эффективность боеприпасов и их детонация также является проблемой. На разные задачи нужны разные боекомплекты. Соответственно, нужен хороший сапер, что дает 30% к успеху.
"У меня, как и во всей армии, сейчас уже перекос: пилотов куча, инженеров и саперов почти нет. А так не летает. Проблему саперов может решить производство БК для дронов. А вот инженеры… Несмотря на то, что тема маленьких ФПВ дронов-камикадзе уже давно является наиболее модной, на одних дронах войну не выиграешь. На самом деле никуда не деться без арты и другого старого доброго "пилотного" оружия", — подытожила Татьяна Черновол.
Напомним, 29 апреля сообщалось, как операторы дронов спасают жизни пехотинцев ВСУ. Экипажи FPV-дронов постоянно ведут огонь по оккупантам, которые пытаются продвинуться. Благодаря их работе, украинские защитники на земле имеют возможность поесть и поспать.