Самолеты без двигателей: антироссийские санкции "нанесли удар" по проекту индийских Tejas
Индийские производители столкнулись с задержками в цепочках поставок нужных компонентов. Дело в том, что Россия является одним из крупнейших производителей титана и никеля — критически важных ресурсов для аэрокосмической промышленности.
Индийский многоцелевой истребитель четвертого поколения LCA Tejas Mk1A должен быть стать краеугольным камнем отечественных ВВС еще в феврале текущего года, однако из-за проблем с цепочкой поставок комплектующих производители испытывают значительные сложности с серийным производством самолетов. Речь идет о проблемах с поставками двигателей в связи с антироссийскими санкциями. Об этом говорится в материале The Eurasian Times от 25 июля.
Сообщается, что авиастроительная компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) должна была поставить 2 истребителя к 31 марта 2024 года и 18 истребителей к 31 марта 2025 года. Теперь ожидается, что поставки самолетов начнутся в конце июля.
"Смещение графика поставок объясняется задержкой поставки двигателя F404-IN20, устанавливаемого на Mk-1A, из-за проблем в цепочке поставок в HAL и GE Aerospace", — пишут обозреватели.
В материале также отмечено, что с 2020 года производители комплектующих сталкиваются с недостатком многих авиационніх компонентов, включая сырье, готовые отливки, полупроводники и электронные компоненты. Поэтому поставщики компонентов и материалов вынуждены искать компромисс между поставками OEM-производителям и обслуживанием вторичного рынка, что замедляет производственные линии.
Влияние глобальных санкций
Санкции против России и Китая оказали значительное влияние на глобальные цепочки поставок. Россия является одним из крупнейших производителей титана и никеля, критически важных для аэрокосмической промышленности.
Так российское предприятие "ВСМПО-Ависма" обеспечивает значительную часть мировых потребностей в титане, а Китай является крупнейшим производителем и потребителем никеля. Санкции привели к расколу мирового рынка и нарушили устоявшуюся динамику поставок, что привело к дефициту сырья и компонентов.
Авторы публикации утверждают, что Индия сильно зависит от двигателей GE для самолетов серии Tejas LCA Mk-1, LCA Mk-1A, LCA Mk-2 и AMCA и, если дальнейшие сбои в поставках двигателей F404-IN20 будут сохраняться, это неизбежно отразится на производственном процессе готовых машин.
Поставки двигателей F404, скорее всего, начнутся в сентябре 2024 года, что поможет HAL ускорить производство LCA Mk-1A. Однако проблемы с цепочками поставок могут сохраняться, что потребует от Индии срочных мер для восполнения пробелов в собственной оборонной промышленности.
Ранее сообщалось, что Министерство обороны Индии подтвердило намерение закупить 97 новых самолетов Tejas Mk1A для ВВС после того, как эти машины прошли первые испытания в марте 2024 года.