Без человека и без контроля: почему США будет сложно отбиться от агрессивного роя дронов

Дрон Jiutian SS-UAV Китая в полете
Китай готовит военную технологию роя дронов (иллюстративное фото) | Фото: Из открытых источников

Военные технологии нового тысячелетия используют алгоритмы искусственного интеллекта, которые становятся все более автономными и принимают решения без участия человека. При этом они преодолевают современную защиту благодаря простому количественному превосходству. На каком этапе в гонке ИИ-технологий для войны находятся Соединенные Штаты Америки и Китай и кто вырывается вперед, пренебрегая безопасностью.

Китай развивает рои дронов и совершенствует технологии искусственного интеллекта, управляющие ими, все чаще пренебрегая соображениями безопасности и контролем со стороны человека.

Фокус перевел статью "Почему США должны бояться роев китайских ИИ-дронов" журналиста-специалиста в теме военных технологий, Гаррисона Касса для портала The National Interest. Касс рассказал о противостоянии США и Китая в области военных ИИ-технологий для беспилотников и объяснил, стоит ли беспокоиться, что китайцы могут получить преимущество над американцами.

Обострение противостояния между США и Китаем в области искусственного интеллекта приводит к военно-промышленной гонке, которая вызывает беспокойство. Китайские разработки в сфере ИИ выглядят особенно тревожно из-за давней интеграции гражданского и военного секторов и фактического отсутствия этического, правового или социального контроля за развитием ИИ в Китае. Конкуренцию Пекину составляют американские инвестиции в ИИ-системы военного назначения — и это основанное на страхе и соперничестве противостояние вряд ли прекратится из соображений безопасности или примирения, учитывая стратегические интересы сверхдержав.

Відео дня
Важно
Дроны FPV сегодня — как пулеметы в Первую мировую. Оружие, которое меняет ход войны

Китай активно инвестирует в автономные дроны и системы роев, которые он стремится противопоставить традиционным преимуществам США — пилотируемым самолетам, военно-морскому флоту и глобальным базам. Основываясь на опыте войны в Украине и борьбы американских авианосцев с хуситами в Красном море, Пекин видит, что относительно недорогие автономные системы могут существенно уравновесить преимущества противника.

Автоматизированные рои дронов не оставляют обычным платформам ни единого шанса

В 2017 году компания China Electronics Technology Group Corporation (CETC) провела громкое "испытание роя" из 119 автономных дронов-камикадзе с фиксированным крылом, запущенных из установок на задней части грузовика. В последующие годы Китай проводил все более масштабные испытания, многие из которых остаются засекреченными и не обсуждаются в китайских социальных сетях. Вместо того чтобы полагаться на один уязвимый контроллер, рои CETC общаются друг с другом с помощью встроенных алгоритмов; эти платформы прокладывают маршрут в реальном времени, автоматически распознают цели и умеют обучаться и закреплять навыки.

Важно
Закрыли глаза на "Калибры" и Х-35: почему Запад проигнорировал угрозу от РФ, — аналитик

Китай, как и США, разрабатывает системы верных ведомых — дроны размером примерно с истребитель, сопровождающие пилотируемые самолеты в бою. Feihong-97 и GJ-11 Sharp Sword от AVIC — самые известные прототипы, которые летают в формации с истребителями Chengdu J-20. Концепция проста: ВВС страны насыщают боевое пространство дешевыми, полуавтономными и одноразовыми БПЛА, которые могут вести разведку, создавать помехи и наносить рискованные удары, защищая при этом ограниченный парк пилотируемых самолетов Китая. Военно-воздушные силы США играют в ту же игру, разрабатывая автономный самолет Collaborate Combat Aircraft (CCA), который будет летать вместе с будущим истребителем F-47 Next Generation Air Dominance (NGAD).

Когда в 2025 году Китай представил изображение Jiu Tian SS-UAV — "материнского корабля" для дронов с размахом крыльев 25 м, способного запускать рои БПЛА, это вызвало вопрос: почему США не строят нечто подобное?

В море Китай уже запускает безэкипажные надводные суда. JARI USV — своего рода мини-эсминец, представляющий собой разработанную для применения в роях ИИ-платформу, оснащенную датчиками и оружием, уменьшенными по сравнению с более крупными военными кораблями. Автономная подводная лодка HSU-001 также уже вступила в строй, обеспечивая разведку и наведение для систем ракет дальнего действия.

Америка не может уступить Китаю господство в сфере БПЛА

Стратегические последствия инвестиций Китая в автономные системы очень серьезны. Рои подавляют оборону благодаря количеству, а не индивидуальной эффективности. Системам ПВО, способным отслеживать и поражать около дюжины целей, придется поражать сотни дронов. Авиабазы с ценными взлетно-посадочными полосами, имеющими стратегическое значение для проектирования силы, могут быть разрушены недорогими и несложными беспилотными системами. А пилотируемые истребители, на разработку и строительство которых уходит много времени и которые стоят сотни миллионов долларов за единицу, просто неэффективны против самонаводящихся дронов-камикадзе, которые можно производить сотнями.

Наибольшее беспокойство вызывает тот факт, что Китай не ставит перед своими автономными системами тех же ограничений, что и США. Американцы по-прежнему настаивают на присутствии "человека за пультом", который будет принимать решение о применении летального оружия. Китай позволяет себе не проявлять такой осторожности, отдавая приоритет скорости и эффективности принятия решений на поле боя. Пекин создает большие флотилии и эскадрильи автоматизированных систем, предназначенных для быстрого реагирования с минимальным контролем со стороны человека, в рамках культуры командования, настроенной на агрессивность. Неизвестно, сможет ли Вашингтон ответить на это, не жертвуя собственными мерами безопасности.

Об авторе

Гаррисон Касс - старший автор отдела обороны и национальной безопасности в The National Interest. Касс — адвокат и бывший политический кандидат, который поступил на службу в ВВС США в качестве летчика-стажера, а затем был демобилизован по состоянию здоровья. Он специализируется на военной стратегии, аэрокосмической отрасли и вопросах глобальной безопасности. Гаррисон получил степень доктора юриспруденции в Орегонском университете и степень магистра в области глобальной журналистики и международных отношений в Нью-Йоркском университете.