Большая распродажа. Почему Газпром замораживает дивиденды и продает активы
Руководство компании стало заложником политики Кремля — менеджмент вынуждают строить новые газопроводы, необходимые российским властям для достижения политических амбиций
В этом году российский газовый монополист планирует выручить $5,8 млрд от продажи активов. Последний раз столь масштабная распродажа проводилась в 2010-м — компания была вынуждена пойти на это, чтобы обслуживать валютные займы. Кроме того, в бюджете Газпрома, который оказался в распоряжении агентства Bloomberg, выплата дивидендов на ближайшие три года заморожена на уровне 2016-го. Как отмечает Bloomberg, если цены на нефть останутся на нынешнем уровне, российской госкомпании понадобятся дополнительные средства для обеспечения ликвидности и выполнения обязательств. В частности, Газпром намерен привлечь в виде заимствований $4,8 млрд в этом году и $11,8 млрд — в следующем.
Главная проблема российского монополиста — низкие цены на газ. Сейчас Газпром продает его в среднем по $170 за тысячу кубометров, при том, что в 2008-м цены на голубое топливо доходили до $400 за тысячу кубов. Соответственно, капитализация компании, которая в 2008-м составляла $360 млрд, к началу 2017-го обвалилась ниже $60 млрд.
Реализация проектов Газпрома возможна лишь в случае поддержки монополиста государством путем девальвации рубля
Несмотря на падение выручки и снижение капитализации компании, руководство Газпрома недавно заявило о том, что самостоятельно вложит $1,75 млрд в строительство газопровода "Северный поток 2", необходимый для транзита российского газа в страны ЕС в обход Украины. Заявление было сделано после того, как власти ЕС заявили, что строительство "Северного потока 2" противоречит интересам Евросоюза: австрийская нефтяная компания OMV и другие европейские партнеры отказались от участия в его финансировании. Кроме того, к 2019 году Газпром намерен закончить строительство первой нити газопровода "Турецкий поток" по дну Черного моря стоимостью 4,3 млрд евро.
Обнародованные Bloomberg цифры разительно контрастируют с планами по экспансии госмонополиста, о которых регулярно рассказывает глава Газпрома Алексей Миллер. По сути, руководство компании стало заложником политики Кремля — менеджмент вынуждают строить новые газопроводы, необходимые российским властям для достижения политических амбиций, а не работать над повышением эффективности, что необходимо для выживания в период низких цен на газ. При этом экспансия может дорого обойтись российской экономике — по мнению российского газового аналитика Михаила Корчемкина, реализация геополитических проектов Газпрома возможна лишь в случае поддержки монополиста государством путем девальвации рубля.