Арабская весна приходит в Алжир. Какие последствия ожидают нефтяного гиганта Северной Африки в связи с отставкой президента

2 апреля 82-летний президент Алжира Абдель Азиз Бутефлика подал в отставку, не приходя в сознание. Фокус разбирался, к чему может привести его отказ от власти после 20 лет правления, каких изменений следует ожидать на политическом ландшафте нефтяного гиганта Северной Африки

Related video

Спустя восемь лет эхо Арабской весны, которая в начале 2011 года ураганом пронеслась по странам Магриба и привела к крушению светских авторитарных режимов в Ливии, Тунисе, Египте, к гражданской войне в Сирии, к появлению на политической карте мира нового независимого государства Южный Судан, докатилось до Алжира. С февраля 2019 года страна охвачена акциями протеста, организованными оппозиционными партиями, после того как президент Абдель Азиз Бутефлика объявил о своем решении баллотироваться в пятый раз на предстоящих президентских выборах. В марте в акциях протеста участвовало до миллиона алжирцев. Митинги и манифестации объединили граждан различных политических и религиозных убеждений, от светских либералов до консервативных исламистов. Организацией акций протеста занимаются оппозиционные политические силы, в том числе левая "Партия труда" Луизы Ханоне, либеральное "Движение за культуру и демократию" Мохсине Белаббаса, "Исламское движение за общество ради мира" Адберразака Макри. Они выступили с призывом бойкотировать президентские выборы и заявили о планах по созданию переходного совета для подготовки честных выборов.

Следует отдать должное пятому президенту Алжира, он сделал немало для своей страны. Бывший министр иностранных дел Бутефлика впервые выиграл президентские выборы в 1999 году. Он хоть и баллотировался как независимый кандидат, но его открыто поддерживали военные. Главной заслугой Бутефлики называют прекращение в 2002 году десятилетней гражданской войны между радикальными исламистами из организации "Вооруженная исламская группа" и правительством, которая унесла жизни 150 тыс. человек. Бутефлика сумел предотвратить усиление позиций исламских экстремистов в алжирском обществе, как это произошло в Ливии и Египте в 2011-м. Однако, как и в большинстве других авторитарных мусульманских стран, слабым местом режима Бутефлики оказалась неспособность провести модернизацию экономики, а также поголовная коррупция, социально-экономические проблемы, особенно безработица среди молодежи. В 2013 году он перенес инсульт и с тех пор не может в полной мере возглавлять государство. По сегодняшний день он находится в бессознательном состоянии в швейцарской клинике, куда был доставлен в феврале в тяжелом состоянии. Несмотря на все меры предосторожности, предпринимаемые президентским офисом, широкое распространение получила информация о том, что Бутефлика, давно не появлявшийся перед публикой, впал в старческое слабоумие и решения государственной важности, включая выдвижение на пятый президентский срок, принимали за него советники и ближайшие родственники.

Начальник генштаба вооруженных сил Алжира, генерал Ахмед Гаид Салах призвал президента уйти в отставку до окончания полномочий – до 28 апреля. Конституционный совет Алжира утвердил отставку президента по состоянию здоровья на основании ст. 120 конституции страны. По мнению политолога Хасана аль-Дами, Бутефлика согласился оставить пост, чтобы предотвратить вооруженное противостояние.

"Я намерен успокоить умы граждан, поэтому теперь они могут коллективно обеспечить Алжиру светлое будущее, как им этого хочется. Я принял данное решение, чтобы избежать ухудшения текущей ситуации, предотвратить столкновения и обеспечить защиту людей и их собственности", – сообщается в официальном заявлении об отставке Абделя Азиза Бутефлики.

Тем не менее, бразды правления государством остаются в руках его ближайшего окружения. Обязанности президента исполняет председатель сената Абделькадер Бенсалах, а должность премьер-министра занял бывший министр внутренних дел Нуреддин Бедуи.

Бытие определяет движение

Главная причина протестов в Алжире – не отсутствие работающих в полной мере институтов демократии, а острота социально-экономических проблем, с которыми не справляется Бутефлика и его левая партия "Фронт национального освобождения". С момента обретения независимости в 1962 году экономика Алжира базируется на продаже энергоносителей, прибыль от которой направляется на неуклонно растущие государственные расходы. Продажа нефти и природного газа составляет 30% ВВП Алжира, обеспечивает 60% доходной части национального бюджета и составляет 95% прибыли от экспорта. Снижение мировых цен на нефть негативно отразилось на сырьевой экономике страны. С 2008-го по 2017 год прибыль алжирской государственной нефтяной компании Sonatrach снизилась с $76 млрд до $33,2 млрд. В связи с увеличением внутреннего потребления энергоносителей, с 2007-го по 2018-й сократились ежегодные объемы экспорта природного газа с 85 млрд до 50 млрд куб. м. Вызовом для алжирской экономики является сокращение запасов углеводородных ресурсов. По данным портала Crisis Group, существующих запасов нефти хватит на 20 лет, а природного газа – на 50 лет.

Для пополнения казны правительству пришлось поднять налоги, увеличить цены на горючее, электричество и природный газ для населения, сократить госрасходы. Выросла инфляция, существенно увеличилась стоимость потребительской корзины, что вызвало недовольство в обществе. Порядка 70% заработной платы среднестатистической семьи уходит на еду, оплату жилья, услуги транспорта. Кризисные явления усугубила неэффективность в области государственного управления. С момента прихода к власти Бутефлики в 1999 году, правительство потратило $1 трлн на развитие страны, но так и не сумело изменить характер национальной экономики, создать развитый производственный сектор, сферу услуг, новые рабочие места. В 2013-18 годах безработица в Алжире увеличилась с 9,8% до 11,7%. Безработица среди лиц младше 30 превышает 25%.

Масла в огонь подливает проблема коррупции. В рейтинге восприимчивости к коррупции Transparency International 2017 года Алжир занимает 112-е место. Коррупцией пронизана правоохранительная система, государственные учреждения. Взятки чиновникам со стороны граждан и иностранных компаний – обычное явление для этой североафриканской страны. Широко распространены "откаты", отмывание денег. По информации бывшего премьер-министра Алжира, в 2012 году правоохранительные органы расследовали 2 тыс. дел, связанных с коррупцией, но ни одно из них не завершилось обвинительным приговором. В 2015 году 14 человек получили тюремный срок за хищение государственных денег, выделенных на строительство трассы Восток-Запад, которую алжирцы шутливо называют "самая дорогая дорога в мире". Стоимость строительства трассы была искусственно завышена с $7 млрд до $18 млрд.

И до настоящего времени в Алжире время от времени проходили акции протеста с требованиями улучшить качество образования, услуг в сфере здравоохранения, коммунального хозяйства, водоснабжения, увеличить пенсии, снизить цены на электричество. Основу антиправительственных выступлений составляет молодежь. Около 70% населения 41-миллионного Алжира младше 30 лет, молодым людям сложно найти себе применение в собственной стране. В 2014 году в Алжире были созданы общественные движения "Баракат" ("Хватит") и "Моуватана" ("Гражданство"), которые выступали против переизбрания Бутефлики на пост президента.

Политическая неопределенность

Хотя участники митингов и демонстраций праздновали победу на улицах столицы Алжира, отставка Бутефлика не означает смены правящего режима. Президентская партия "Фронт национального освобождения" контролирует парламент, а на ключевых государственных постах находятся люди из его ближайшего окружения. Соратники Бутефлики запугивают общество страхами об угрозе повторения экономического кризиса конца 80-х, когда попытка сократить роль государства в экономике в условиях снижения мировых цен на нефть привела к рецессии, снижению уровня жизни, что в итоге привело к росту популярности радикальных исламистов и вооруженным столкновениям. Бывший премьер-министр Ахмед Уяхья поддерживал участие Бутефлики в предстоящих выборах ради сохранения стабильности в стране, чтобы избежать вакуума власти, который могут заполнить исламские экстремисты.

Но не бывает дыма без огня. Несмотря на то, что исламистские партии занимают 48 из 462 мест в алжирском парламенте, в стране достаточно много сторонников радикального течения ислама салафизм. С 1998 года в Алжире действует "Салафитская группа проповеди и джихада", которая поддерживает связи с террористической организацией "Аль-Каида". В 2015 году здесь обосновалась террористическая организация ИГИЛ, которая устраивает теракты в северных районах страны. По данным издания Trumpet, дестабилизация Алжира отвечает интересам Ирана, который поддерживает связи с местными исламистами и через террористическую организацию "Хезболла" поставляет оружие вооруженной группировке "Фронт Полисарио" в Западной Сахаре. Режим аятолл заинтересован расширить свою сферу влияния на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Иран поддерживает связи с исламистами Ливии, Египта и Эфиопии.

Тем не менее, не стоит преувеличивать террористическую угрозу в Алжире. Ситуация в стране далека от того, что происходит в Нигерии, Сирии, Ираке или Афганистане. Последний крупный теракт произошел в августе 2017-го, когда террорист-смертник взорвал полицейский участок в городе Тиарет. В январе и июле 2018 года произошли перестрелки между алжирскими военными и террористами в населенном пункте Чечкар и регионе Скикда (погибли 12 террористов и семеро военных). Скорее всего, люди из ближайшего окружения президента нагнетают обстановку в предвыборных целях.

Среди вероятных претендентов на пост главы государства чаще других называются брат бывшего президента Саид Бутефлика, который был его специальным советником и заслужил репутацию серого кардинала алжирской политики; его земляк и бывший министр энергетики, бывший глава компании Sonatrach и экс-председатель ОПЕК Чакиб Хелил; бывший премьер-министр Моулуд Хамроше, экс-министр иностранных дел Лахдар Брахими. Существует информация о наличии президентских амбиций у генерала Ахмеда Гаида Салаха, который призвал Бутефлику уйти в отставку. Военные пользуются большим влиянием в алжирском обществе.

Ни организаторы акций протеста, ни рядовые участники не любят сравнений с "арабской весной" и не желают повторения ситуации в Ливии, где воцарился военно-политический хаос после свержения режима Муаммара Каддафи в 2011 году. Разношерстная оппозиция высказывает недовольство тем, что переходное правительство возглавили соратники Бутефлики. Например, партии "Фронт социалистических сил" и "Объединение за культуру и демократию" не поддержали отказ от власти Бутефлики под нажимом генерала Салаха, и назвали отставку попыткой сохранить существующий режим.

Алжирская оппозиция разобщена, у нее нет единого кандидата на пост президента. Беспартийный кандидат, генерал в отставке Али Гедири позиционирует себя как кандидат от народа, выступает за реформирование государственной системы власти. Среди алжирских исламистов наиболее известным является лидер "Исламского движения за общество ради мира" Адберразак Макри. Он выступал за участие его партии в переходном правительстве. Пресса связывает Макри с экстремистской группировкой "Братья мусульмане". На Западе репутацией преемника Бутефлики пользуется экс-премьер, генсек партии "Фронт национального освобождения", юрист и правозащитник Али Бенфлис, который руководил избирательным штабом Бутефлики в 1999 году. В 2003-м президент отправил Бенфлиса в отставку, опасаясь его растущей популярности. Он уже был соперником Бутефлики на президентских выборах в 2004-м и 2014 году. На пост президента претендует франко-алжирский предприниматель Рашид Некказ, которого поддерживают деловые круги. В 2014-м он отказался от французского гражданства для участия в президентских выборах.

Вызов Евросоюзу

Политический кризис в Алжире представляет вызов для европейской безопасности, особенно для бывшей метрополии – во Франции проживают 6 млн алжирцев, а также для Италии и Испании, которые расположены в сравнительной близости к африканской стране. На сегодняшний день Алжир является своеобразным бастионом ЕС для сдерживания притока исламских экстремистов и беженцев из африканских стран. Евросоюзу выгодно, чтобы даже после смены власти Алжир оставался стабильной и светской страной. Президент Франции Эммануэль Макрон уже выразил беспокойство по поводу вероятной дестабилизации ситуации в Алжире в случае смерти Бутефлики. Министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан заявил, что Париж следит за ситуацией в Алжире, поскольку она представляется взрывоопасной. Пресс-секретарь французского правительства Бенджамин Гриво обращает внимание на важности проведения выборов в благоприятных условиях.

Ситуация в Магрибе сейчас нестабильна. Алжир расположен в непосредственной близости к "горячим точкам". В Ливии наблюдается эскалация вооруженного конфликта между признанным ООН правительством и группировкой фельдмаршала Халифы Хафтара. Из непризнанного государственного образования Западная Сахара в Алжир пытаются просочиться беженцы и нелегалы. С 2015 года алжирские власти депортировали 27 тыс. нелегалов из Западной Сахары. Алжир является транзитным звеном для нелегалов из Мали, Нигера, Буркина-Фасо и Чада. Евросоюз финансирует мероприятия алжирского правительства в сфере борьбы с нелегальной миграцией. С 2005 года эта североафриканская страна принимает участие в политике соседства ЕС. Стоит бывшей французской колонии погрузиться в хаос гражданского противостояния между соратниками Бутефлики, которые не хотят терять власть, и сторонниками оппозиции, как толпы беженцев хлынут в Евросоюз.

Дальнейшая дестабилизация общественно-политической ситуации в Алжире грозит интересам большого бизнеса и энергетической безопасности Евросоюза. Страна поставляет энергоносители в ЕС. Основными направлениями экспорта углеводородов являются Франция, Испания и Италия. В 2018 году доля Алжира составила 10,7% в общем объеме импорта природного газа Евросоюза. С 1996 года Алжир и Испанию связывает газопровод Магриб – Европа, который позволяет поставлять 12 млрд куб. м природного газа в год. Франция, Испания, Италия и Германия являются основными торговыми партнерами Алжира. Особое значение Алжир имеет для Германии, которая поставляет сюда оружие. Ситуация в Алжире, в зависимости от ее развития, станет очередной проверкой Евросоюза и НАТО на способность своевременно реагировать на кризисные ситуации у своих границ.